Реклама

Автор : btamedia

С 60-летием уважаемый Москвич - С 60-летием уважаемый Москвич. Часть 2-я

С 60-летием уважаемый Москвич

Этот, случай для меня стал толчком к созданию карбюраторов с отключением подачи топлива на режимах торможения двигателем. Разработанная в НАМИ и внедрённая на ВАЗе, УАЗе и ЗАЗе система "Каскад" с управлением электронным блоком не только предотвращала шунтирование свечей, но, самое главное, обеспечивала снижение выброса СО и СН на 30-40% для выполнения норм токсичности, снижало расход топлива по городскому циклу на 4,5% и на 25% улучшила эффективность торможения двигателем.

Разработанная в НАМИ и внедрённая на ВАЗе, УАЗе и ЗАЗе система "Каскад" с управлением электронным блоком не только предотвращала шунтирование свечей, но, самое главное, обеспечивала снижение выброса СО и СН на 30-40% для выполнения норм токсичности, снижало расход топлива по городскому циклу на 4,5% и на 25% улучшила эффективность торможения двигателем.

Другие советские экипажи также закончили дистанцию. В ралли "Акрополис" неоднократно успешно выступали на "Москвичах" и греческие гонщики, вошедшие в число призёров ралли.

В 1963 году начался выпуск легковых автомобилей "Москвич-403" с усовершенствованной передней подвеской и тормозной системой. На их базе выпускаются пассажирско-грузовая модель - "Москвич-424" и грузовая - "Москвич-432".

 

В 1964 году ралли "Монте-Карло" в зимних условиях все пять советских экипажей дошли до финиша.

Выступавшие в том же году в ралли "Рейд Польский" на новой модификации "Москвича-403" Э. Лифшиц и В. Сезеневский занимают первое место в классе машин с объёмом двигателя до 1,6 л. По сумме результатов нескольких европейских ралли в 1964 г. команда СССР заняла второе место в "Кубке Наций".

В конце 1964 г. завод переходит на выпуск автомобилей "Москвич-408" с новым кузовом. Номинальная мощность двигателя была увеличена до 50 л.с. за счёт установки двухкамерного карбюратора К-126П, который хорошо зарекомендовал себя во время гонок. Это позволило поднять максимальную скорость на 5 км/ч и снизить расход топлива.

В 1968 году МЗМА был переименован в АЗЛК (Автомобильный завод им. Ленинского комсомола). В конце 1967 г. произошёл принципиальный прорыв в конструкции автомобилей - "в свет" вышла модель "Москвич-412". Двигатель АЗЛК 2141-01 Уфимского завода автомобильных двигателей (УЗАМ), оказался удачным по конструкции. Пробег некоторых автомобилей до его ремонта превышал 300 тыс. км. Расположение распределительного вала в головке блока, полисферическая камера сгорания, увеличение рабочего объема цилиндров до 1,48 л и степени сжатия до 8,8 позволило довести номинальную мощность двигателя до 75 л.с. Время разгона автомобиля с места до 100 км/ч было снижено почти вдвое до 18,9 с. вместо 36 с у "Москвича-407". Под эту машину нашей промышленности пришлось начать массовый выпуск высокооктанового бензина АИ-93, высококачественных моторных масел, "холодных" свечей, спецжидкостей. Это определило прорыв и в спортивных результатах - автомобиль стал более надёжным, появилась возможность форсировать двигатель. Уже в 1968 г. в ралли "Влтава" (ЧССР) С. Тенишев и В. Кислых (НАМИ) заняли 5-е место в классе машин с объёмом двигателя до 1,6 л. В том же году на долю "Москвичей" выпали ещё более тяжёлые испытания - ралли - марафон Лондон-Сидней (16000 км). Несмотря на повреждения от удара при "встрече" с кенгуру, один из наших экипажей занял в абсолютном зачёте 20-е место (лучшее среди советских экипажей). Все остальные советские экипажи успешно закончили дистанцию, продемонстрировав надёжность наших автомобилей.

Последняя аэродромная гонка под Афинами

Последняя "аэродромная" гонка под Афинами

В 1970 году в ралли Лондон-Мехико, проходившему по территории 25 стран протяжённостью 26000 км, "Москвичи" заняли призовые места в своем классе. В абсолютном зачёте Ю. Лесовский, Л. Потапчик и Э. Баженов были уже на 12-м месте, экипаж НАМИ опять на 20-м. Ряд успешных результатов был достигнут в классе до 1,6 л в ралли "Золотые пески" (Болгария): 1971 г. - 3, 4, 5-е места, 1972 г. -2, 3, 4-е места. Но наибольшего эффекта команда СССР на "Москвичах-412" добилась в ралли "Тур Европа" протяжённостью около 15000 км: 1971 г. - Золотой Кубок, 1974 г. - Золотой и Серебряный Кубки, а в абсолютном личном зачёте 1-е место С. Брунза и А. Карамышев, 2-е место В. Спруктс и А. Каланайс и 5-е место Н. Кирпичников и Я. Агишев. На ралли "Западное Сафари-Аргуну" (Нигерия) в 1973 году экипаж НАМИ и АЗЛК (В. Кислых Э. Лифшиц и Ю. Лесовский) занял 2-е место.

В 1972 году гонщики АЗЛК Ю. Лисовский и Н. Шевченко на автомобиле "Москвич-412" с серийным кузовом на скоростной дороге автополигона НАМИ провели заезды на установление рекордов СССР. На дистанции 500 км была достигнута средняя скорость 173,2 км/ч. Установка на автомобиль двигателя с рабочим объёмом 1,824 л позволила во время шестичасовой гонки увеличить скорость до 174,3 км/ч. Примерно такая же скорость была достигнута и на дистанции 1000 км. Всего было установлено шесть рекордов скорости (или превышены исходные нормативы).

Греческие гонщики - призёры ралли "Акрополис"

Греческие гонщики - призёры ралли "Акрополис"

Для ускорения заправка производилась из бензовоза через воронку, а под автомобиль тёк ручей бензина. Мы вздрогнули, когда вспыхнуло масло, которое одновременно добавляли в двигатель, но его удалось потушить.

На старте С Тенишев и В. Кислых

На старте С Тенишев и В. Кислых

Во время горной гонки в рамках ралли "Лондон - Мехико" у автомобиля экипажа НАМИ перебило тормозной шланг. Только мастерство С. Тенишева помогло спасти машину. Шланг заменили, залили водку вместо тормозной жидкости и продолжили гонку. Но это ускорило введение на серийных автомобилях раздельного привода тормозных механизмов и регулятора давления в приводе тормозов задних колес. С учётом работ при подготовке спортивных автомобилей, в процессе производства вносились и другие изменения в серийный автомобили: форсирование двигателя, усиленный рулевой механизм с энергопоглощающей рулевой колонкой, ремни безопасности.

Дозаправка автомобиля во время гонки. Дорога каждая секунда

Дозаправка автомобиля во время гонки. Дорога каждая секунда

С 1986 года АЗЛК перешёл на выпуск автомобилей с пятиместным двухобъёмным кузовом типа хэтчбэк (базовые модели 2141, а с 1990 г. 2141-01). При установке на эти машины двигателя ВАЗ-2106 с рабочим объёмом 1,57 л и мощностью 76,4 л.с. максимальная скорость автомобиля повысилась до 153 км/ч, а время разгона до 100 км/ч снизилось до 16,7 с.

В дальнейшем при переходе на вы пуск автомобиля 214122 с новым двигателем 3317, имевшим рабочий объём 1,7 л, увеличилась мощность двигателя до 85 л.с. В результате максимальная скорость автомобиля достигла 160 км/ч, а время разгона до 100 км/ч сократилось до 14,9 с.

Во всём мире сегодня идёт работа над двухлитровым автомобилем, т.е. над автомобилем расходующем не более 3 л топлива на 100 км. Это связано с Киотским соглашением, направленным на снижение влияния "парникового эффекта" на климат. На экоралли Рига - Москва в 1989 г. лучший результат в абсолютном зачёте показали спортсмены НАМИ И. Маркелов и В. Сигутов на автомобиле "Москвич-2141" с дизельным двигателем "Элко" - 2,69 л/100 км.

В следующем году лучший результат опять был достигнут на "Москвиче-2141" с двигателем "Элко" - 3,09 л/100 км. (И. Маркелов, Л. Гусев - НАМИ). Отделы главных конструкторов (ОГК) АЗЛК и УЗАМ на протяжении десятков лет работали над перспективными идеями. Не случайно именно из их числа генеральным директором ВАЗа, а затем министром автомобильной промышленности был назначен В.Н. Поляков.

Проработавший много лет директором завода В.П. Коломников также всегда поддерживал новые разработки конструкторов, испытателей и спортсменов завода. Много лет ОГК возглавлял А.Ф. Андронов. Создание новых автомобилей и высокие результаты в гонках определялись также успешной работой руководителей спортивных подразделений завода и гонщиков и, в их числе И.А. Гладилина, Ю.А. Лесовского, В.А. Мамедова, П.И. Тараненко, Н. Шевченко, В.А. Щавелева и многих других.

Рекордсмены СССР Ю. Лесовский и Н. Шевченко после заездов на полигоне НАМИ

Рекордсмены СССР Ю. Лесовский и Н. Шевченко после заездов на полигоне НАМИ

Даже в 90-е гг. конструкторы АЗЛК и УЗАМ продолжали биться до конца, работая над созданием двигателя УЗАМ-248. Применение созданной совместно с НАМИ системы впрыска бензина, микропроцессорного управления двигателем, оснащение каталитическим нейтрализатором обеспечивало снижение выбросов токсичных оксидов азота в несколько раз. Одновременно достигалась существенная экономия топлива, при повышении мощности до 100 л.с. Был начат выпуск новых моделей автомобилей "Князь Владимир", "Святогор" и др.

 

Князь Владимир" - последняя разработка завода "Москвич

Князь Владимир" - последняя разработка завода "Москвич

Но, к сожалению, эти автомобили так и не стали массовыми - завод был закрыт

Источник: журнал "Техника молодёжи"

 

ПечатьE-mail