Реклама

Автор : btamedia

Прерванный полёт (Правда о гибели южнокорейского Боинга-747)

Южнокорейский Боинг

1 сентября 1983 года советский истребитель Су-15ТМ. поднявшийся с сахалинского военного аэродрома "Сокол" и пилотируемый майором Геннадием Осиповичем , двумя ракетами уничтожил пассажирский самолёт "Boeing-747", принадлежавший компании "Korean Air Lines".  В адрес СССР посыпались обвинения в убийстве 269 человек сначала с американской (?!) стороны, а затем Южной Кореи и Японии. О том, как в действительности развивались события, нам сообщила группа действовавших в то время сотрудников региональных развед-контрразведывательных подразделений КГБ СССР Камчатки, Приморского и Хабаровского краёв.

Из истории вопроса

Геннадий ОсиповичСчёт сбитым иностранным самолётам советской ПВО был открыт 16 июня и 13 июля 1952 года шведскими самолётами-разведчиками PBY Catalina и DC-3. Это вынудило США и их союзников изменить тактику.

С 1954 года для разведывательных полетов над СССР стали применять беспилотные дрейфующие аэростаты (АДА). За двадцать лет советскими войсками ПВО были зафиксированы более 4 тысяч полётов АДА, к сожалению, сбить удалось только 473.

С 1956 года на ведущую роль вышел американский самолёт-разведчик U-2.

До 1960 года U-2 совершили 50 безнаказанных вторжений в воздушное пространство СССР. Дело в том, что они действовали на недосягаемой для советских самолётов высоте - 20 тыс. метров. Они летали даже над Москвой, Киевом и другими крупными городами СССР. Наконец, первый U-2 был сбит 1 мая 1960 года под Свердловском.

В середине 60-х годов США открыли "второй фронт": если раньше их самолёты-разведчики летали с европейской части материка, то теперь они начали летать над Дальним Востоком.

Неспокойно было и в Закавказье. 28 ноября 1973 года нашу воздушную границу нарушил иранский самолёт Т-33.

На его перехват вылетел МиГ-21СМ. За штурвалом сидел Геннадий Елисеев, который, истратив боезапас, пошёл на таран нарушителя. Это был первый воздушный таран на реактивном самолёте. Лётчик посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

МиГ-21СМ20 апреля 1978 года произошло первое знакомство советских военных лётчиков с южнокорейскими пассажирскими самолётами - нарушителями воздушной границы СССР. Госграницу в районе Кольского полуострова пересёк пассажирский Boeing-707 авиакомпании KAL, выполнявший рейс Париж - Анкоридж - Сеул. Полёт лайнера был пресечён над Карелией двумя ракетами "воздух - воздух", выпущенными с борта Су-15ТМ. Авиалайнер, несмотря на разрушенное крыло, сумел совершить посадку на лёд озера Корпиярви.

 

В конце 70-х и начале 80-х советской ПВО стали досаждать легкомоторные самолёты. Осенью 1978 года в Приморье была принудительно посажена китайская машина; летом 1986 года - два иранских самолёта в Азербайджане.

28 мая 1987 года на своей Cessna-172Р приземлился на Красной площади гражданин ФРГ Матиас Руст.
 
В последнее время российская ПВО каждый месяц фиксирует по нескольку десятков нарушений воздушного пространства страны иностранными самолётами...

Первый этап многоходовой провокации

31 августа 1983 года 269 пассажиров рейса 1490 "Боинга-747", бортовой номер 55719 южнокорейской авиакомпании " Korean Air Lines" явно нервничали: ещё бы, на целых 40 минут откладывался рейс. Дикторы аэропорта постоянно успокаивали: вылет рейса Анкоридж - Сеул задерживается по метеоусловиям.

Но, наконец, объявлена посадка. Со вздохом облегчения пассажиры заняли свои места в самолёте. Взлёт!

Точно в то же время с военного аэродрома Анкориджа (что на Аляске) стартовал такой же "Боинг-747" с таким же бортовым номером: 55719. О том, что он принадлежит " Korean Air Lines", указывали аршинные голубые надписи по обоим бортам. В отличие от настоящего южнокорейского самолёта в салоне его двойника не было ни одного пассажира, а только 18 членов экипажа (без стюардов) и 10 таинственных американцев.

Впрочем, "таинственные" - слишком сильно сказано, ибо корейский экипаж во главе с командиром корабля, опытнейшим пилотом - полковником резерва ВВС Южной Кореи - Чан Бен Ином и вторым пилотом, подполковником ВВС Южной Кореи Сон Дон Вином (оба были связаны со спецслужбами США), знал, что американцы-молчуны - из разведорганов США, поскольку обе палубы самолёта (оба этажа), как бабушкин комод тряпьём, были под завязку набиты электроникой.

По прошествии времени от нашей закордонной агентуры были получены данные, что стартовавший с военного аэродрома Анкориджа "Боинг-747" с бортовым номером 55719 был ни чем иным, как американским самолётом-разведчиком, закамуфлированным под пассажирский авиалайнер "Korean Air Lines".

Почему задержка пассажирского корабля произошла на 40 минут позже обычного графика? Объясняется это просто: такая задержка нужна была для того, чтобы строго синхронизировать по времени подход самолёта-разведчика к берегам Камчатки и Сахалина с полётом американского спутника-шпиона "Феррет-Д".

Этот спутник предназначен для ведения радиотехнической разведки в широком диапазоне частот, на которых работала радиоэлектронная аппаратура Советского Союза. "Феррет-Д" был способен выявить эту аппаратуру в полосе местности шириной около 3 тысяч километров. Период его обращения вокруг Земли составлял 96 минут.

...В ночь на 1 сентября "Феррет" возник над Чукоткой в 18 часов 45 минут московского времени и в течение 12 минут в режиме боевого дежурства летел восточнее Камчатки и Курильских островов, обеспечив этим первый успешный этап полёта самолёта-шпиона.

На следующем витке "Феррет" в 20 часов 24 минуты появился над Советским Союзом и в 20 часов 30 минут московского времени 31 августа, то есть точно в момент вторжения лжекорейского нарушителя в советское воздушное пространство, находился над районом Камчатки, когда начался второй этап разведывательного полёта над советскими стратегическими объектами в южной части Камчатского полуострова. На этом витке спутник имел возможность прослушивать советские радиоэлектронные средства на Чукотке и Камчатке, работавшие в обычном режиме боевого дежурства, уточнять их местоположение и уровень активности - обеспечив, таким образом, успешный полёт самолёта-шпиона.

Разумеется, что нарушение воздушной границы вынудило примерно вдвое увеличить интенсивность работы наших радио- и радиотехнических средств, на что и рассчитывали в своём замысле организаторы провокационного полёта.

Всё это фиксировалось "Ферретом" и передавалось на землю в соответствующие разведслужбы США. Важно отметить, что в это же время он контролировал также работу советских радиотехнических средств ПВО на острове Сахалин и островах Курильской гряды в их обычном повседневном режиме.

Кроме того, полёт лжекорейского гражданского самолёта на всём его протяжении осуществлялся не только в зоне радиотехнических служб управления воздушным движением, но и в рабочей области американской радионавигационной системы "Лоран-С", позволяющей с высокой точностью и в любой момент определить истинные координаты самолёта.

Впоследствии это обстоятельство тщательно скрывалось американской стороной. Администрация США доказывала, что будто бы всё дело в случайном вводе в бортовой компьютер самолёта ошибочных данных координат полёта. Но при этом они упорно умалчивали, что столь устойчивое отклонение от курса в течение двух с половиной часов могло произойти лишь при условии, если бы ошибка была допущена не по одной, а, по меньшей мере, по семи контрольным точкам на трассе.

Советским контрразведчикам стало ясно, что эта "ошибка" введена вполне сознательно и преднамеренно теми, кто готовил и организовывал этот разведывательно-провокационный полёт.

Такой вывод вытекает и из иследования, проведенного независимыми специалистами национального управления гражданской авиации Великобритании, результаты которой были объявлены по английскому телевидению 14 сентября 1983 года. В том сообщении по телевидению указывалось, что, используя ЭВМ и тренажёр самолёта "Боинг-747", было проведено моделирование всего полёта и рассмотрено 27 вариантов условий его выполнения. В итоге выявилась абсолютная невозможность такого большого отклонения самолёта от заданного маршрута, как в случае неисправностей в навигационной системе, так и в случае неправильного ввода в компьютер самолёта полётного задания. Англичане подчёркивали также, что командир экипажа, используя бортовую РЛС, мог сразу же выявить отклонения самолёта от курса, сличая местность с картой.

...Все действия самолёта-разведчика подтверждали, что он чётко управлялся. Только этим можно объяснить его маневрирование по курсу, скорости и высоте. Более того, экипаж видел предупредительные подходы советских истребителей - средств ПВО - и пытался уклониться от них, хотя и понимал, что это грозит огнем на поражение.
Такое движение убедительно свидетельствовало о том, что самолёт выполнял приказ с земли. Имея на борту специальное разведывательное оборудование, он, разумеется, категорически отказывался от посадки на советские аэродромы, так как был бы полностью разоблачён.

...Кроме упоминавшегося спутника "Феррет" накануне и в период нарушения лжекорейским самолётом воздушного пространства СССР в районе его действий находились два разведывательных самолёта РG-135, барражировавшие вдоль Курильской гряды, разведсамолет "Орион" находился над Охотским морем севернее Сахалина, а второй самолёт такого же типа над Японским морем.
Помимо указанных разведсредств США в зоне, где произошло нарушение советского воздушного пространства, действовал самолёт Е-ЗА ("АВАКС"), контролировавший полёты как самолёта-нарушителя, так и наших истребителей.
 
Е-ЗА ("АВАКС")Короче говоря, с 31 августа по 1 сентября в районе советского Дальнего Востока был развёрнут и функционировал целый разведывательный комплекс, в который вошли: лжекорейский самолёт "Боинг-747", оснащённый разведывательными радиотехническими средствами; несколько специальных разведывательных самолётов; ряд кораблей ВМС США; наземные станции слежения на Алеутских островах, Гавайях, в Японии, в Южной Корее и, наконец, спутник радиотехнической разведки "Феррет". Вся эта армада сил и средств была нацелена на получение максимально полных данных о советской системе ПВО на Дальнем Востоке, особенно в зонах важных стратегических объектов, расположенных на Камчатке и Сахалине.

...По согласованию с Москвой советский истребитель Су-15ТМ, пилотируемый заместителем лётного полка майором Геннадием Осиповичем, поднялся с аэродрома "Сокол" и 1 сентября 1983 года в 00 часов 43 минуты московского времени выпустил по лжекорейскому "Боингу-747" две ракеты. Одной из них было разрушено левое крыло, второй - хвостовое оперение самолёта.

Заложники американской провокации

По прошествии нескольких часов полёта пассажирам рейса 1490 южнокорейской авиакомпании " Korean Air Lines" по внутреннему радио было объявлено, что по техническим причинам самолёт делает вынужденную посадку на острове Окинава, в расположении американской военной базы.

Недоумение пассажиров, 90% которых являлись японскими туристами, вызвал приказ командира корабля сдать стюардам всю имеющуюся радиоаппаратуру и радиотелефоны.

Беспокойство, граничащее с паникой, возникло у пассажиров, когда им объявили, что устранение технических неполадок самолёта займёт не менее трёх-четырёх суток, во время которых им категорически запрещается покидать приготовленную для них гостиницу. Питание и развлекательные программы по телевидению гарантировала страховая компания.

Сразу же после приземления у входа в самолёт появились вооружённые американские морские пехотинцы и японские полицейские, которые беспардонно проводили личный досмотр всех пассажиров, на предмет выявления транзисторов и радиотелефонов.
Экипаж борта №55719 разместили в пристройке к штабу командующего американской военной базы. Ничего себе, слетали в Сеул!

Вместо эпилога

Второй этап тщательно спланированной американцами провокации начался утром 1 сентября 1983 года, когда все ведущие средства массовой информации США, как по команде, разразились бранью в адрес Советского Союза по поводу сбитого советским военным самолётом гражданского авиалайнера " Korean Air Lines", в результате чего погибли около 300 пассажиров.

Поспешность, с которой вышли антисоветские публикации (с момента инцидента прошло не более 4 часов) свидетельствует о том, что ЦРУ заранее подготовило и в последующем передало провокационные материалы в редакции ведущих американских СМИ.

В полдень того же дня радио и телевидение обрушили на американского обывателя шквал гноеточивых комментариев президента США Рейгана, министра обороны Уайнбергера, секретаря госдепа (МИД США) Шульца и других высокопоставленных чиновников американской администрации. Опять прозвучали ставшие уже шаблонными обвинения в адрес СССР как об "империи зла".

...А что же заложники американского разведывательно-провокационного фарса - японцы и граждане Южной Кореи?

По данным нашей разведки, всем японским туристам (а их, напомню, было более 90% от всех пассажиров) была возмещена стоимость путёвок, плюс выплачена компенсация как "за упущенную выгоду". У них были отобраны подписки о неразглашении истинного маршрута полёта, и через неделю они "растворились" на японских островах.

Южнокорейских граждан с военной базы на родину доставили американские военные корабли, которые якобы и спасли их после падения авиалайнера в Японское море. Им также были выплачены щедрые "отступные" и отобраны соответствующие подписки.

...Майора Осиповича перевели служить в Майкоп, в 18 км от которого, в станице Ханской, был расположен военный аэродром стратегического назначения.
Он досрочно получил звание полковника и награждён орденом "Красной Звезды".

...Спущенный года через два в место падения лжекорейского лайнера советский батискаф обнаружил затонувший самолёт, на борту которого находились, как и ожидалось, горы пришедшей в негодность электронной аппаратуры и 29 трупов.

Геннадий Осипович скончался 5 октября 2015 года.

ПечатьE-mail