Реклама

Автор : btamedia

Перехват над Кремлём

Самолёт Руста

Некогда по столице гулял такой слух. Дескать, московские высотки не случайно имеют острые шпили. Каждая из них на самом деле представляет собой не здание, а замаскированный ракетный комплекс. Стоит прорваться к нам какому-нибудь супостату, тут они себя и покажут...

Самое интересное, что в скором времени, возможно, московские высотки действительно смогут вести зенитный ракетный огонь. Причем по... своим.

Суть дела разъяснил на недавней пресс-конференции командующий войсками Командования специального назначения (КСпН), генерал-полковник Ю.В. Соловьев.

Вообще-то говоря, войска эти берут своё начало от системы ПВО - противовоздушной обороны, созданной полвека назад для того, чтобы наглухо перекрыть небо нашей страны незваным гостям. А то ведь было время, когда американские самолеты-разведчики У-2; пользуясь тем, что в нашей стране не было истребителей-перехватчиков, способных подниматься на высоту выше 20 км, безнаказанно летали над всей страной, в том числе над Москвой и Ленинградом.

Ну и долетались... Первого мая 1961 года под Свердловском был сбит самолет летчика-шпиона Гарри Пауэрса. Пилот остался жив, спустился на парашюте и предстал перед судом. Получил тюремный срок, а потом был обменен на нашего разведчика Рудольфа Абеля.

Такая вот случилась шпионская история. Но после этого воздушные нарушители к нам долгое время не совались, зная, что наши зенитные ракеты контролируют воздушное пространство на площади в 1,3 млн. кв.км и прикрывают более 140 стратегических объектов.

И поныне ежедневно на боевое дежурство во входящих в состав КСпН частях истребительной авиации, зенитных, ракетных и радиотехнических войск заступает около 2 тыс. человек. За смену в зоне своей ответственности операторы КСпН видят до 3000 отметок. Однако всё это в основном пассажирские и грузовые самолеты, наши истребители и бомбардировщики, ведущие тренировочные полеты.

Ведь на вооружении КСпН стоят не только зенитно-ракетные системы С-ЗОО последних модификаций (позволяющих, в том числе перехватывать в полете и ядерные боеголовки), но и истребители МиГ-29, МиГ-31, Су-37 и другие. Говорят, что одновременно наши войска способны поразить до 500 целей на больших и средних высотах (от 50 м и до стратосферы).

И за все это время у нашей системы ПВО было всего два "прокола": не разобравшись, сбили южнокорейский самолет, оказавшийся пассажирским, да пропустили воздушного хулигана Руста, посчитав, что это летит свой.

А тот возьми и приземлись прямо на Красной площади...

А после 11 сентября 2001 года появилась новая напасть - воздушные террористы. Расчет показывает, что если они захватят пассажирский самолет на взлете, скажем во Внуково, то уже через 40-50 секунд они могут оказаться в самом центре столицы - над Кремлем или другим не менее важным объектом города.

Что в таком случае должны делать защитники воздушного пространства? По словам Ю.В. Соловьева, у них все-таки есть шанс перехватить самолет даже в этом случае.

- Система перехвата, в принципе уже есть, - заявил генерал, - но пока нет юридической базы, чтобы ее использовать.

Сегодня есть положения о том, что если мы знаем, что террористы угнали авиалайнер без экипажа и пассажиров, то мы можем его сбить. Если же знаем, что в самолете помимо террористов находятся экипаж и пассажиры, то обязаны поднять в воздух истребитель-перехватчик и попытаться принудить его сесть на специальный аэродром.

До недавнего времени этих положений военным вполне хватало. Террористы, как правило, захватывали самолеты с целью перелета за пределы России. Так что у военных было время, чтобы проследить за ними с помощью радиолокационных средств, была возможность поднять дежурные силы истребительной авиации и заставить нарушителя приземлиться. Или, по крайней мере, сбить его в безлюдном месте.

Однако теракты в Америке показали новую тактику террористов. Зачем лететь куда-то, чтобы высказать свои экономические или политические требования, когда достаточно просто развернуть самолет и через несколько секунд обрушить его на деловой или жилой центр любого города. Эффект от этого будет несоизмеримо больше, а противодействие систем ПВО нулевое. Никто никогда не предполагал, что опасность могут представлять не ракетный или авиационный удар возможного противника, а свои же собственные самолеты, захваченные злоумышленниками.

Сразу после событий в США о готовности сбивать любое летательное средство над столицей заявил тогдашний главком ВВС Анатолий Корнуков. Тогда же был поднят вопрос о модернизации системы ПВО Москвы - все наши силы и средства защищают пространство вокруг столицы, но не над ней. Поэтому главным элементом модернизации должно было стать создание радиолокационного поля наблюдения за воздушным пространством над городом силами КСпН, установка дополнительных станций наблюдения, а также переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) на крышах московских высоток.

Тогда дело встало за малым - разрешить военным сбивать самолеты-нарушители непосредственно над городом. Появление новой "юридической основы", принятия которой сейчас добиваются военные, дало бы возможность силам и средствам системы ПВО Москвы без бюрократических "если" действовать по алгоритму: цель обнаружена - цель уничтожена. За имеющиеся 40-50 секунд по-другому быть и не может. Времени на переговоры с "бортом" у военных просто не будет. Но самое главное то, что, если вдруг произойдет "ошибка" и 200-тонный, полностью заправленный для дальнего перелета керосином Ил-96 упадет на жилые кварталы, военные не будут нести никакой ответственности, они действуют согласно приказу.

Впрочем, подобный апокалиптический сценарий командующий КСпН предпочитает не рассматривать.

- Для того чтобы подобного не случилось, - говорит Юрий Соловьев, - в каждом аэропорту должны работать специальные службы, которые не должны допустить террористов на борт. Перехват над Москвой станет крайней, но менее серьезной по своим последствиям мерой по сравнению с тем, что может произойти, если террористы выполнят свои планы.

Специалисты уверены, что решение о воздушном перехвате над Москвой может появиться в ближайшее время. Дело в том, что столичные власти активно продвигают идею воздушного такси. Около 80 малоразмерных самолетов и вертолетов должны будут возить состоятельных граждан, минуя автомобильные пробки, в различные концы города. Сегодня такой возможностью пользуются только вертолеты "Скорой помощи", МВД и МЧС. Да и то, как говорит Соловьев, он знает, что вертолет вылетел и куда летит, а вот долетел он туда или куда свернул, не знает: радиолокаторы московской системы ПВО смотрят от города. Впрочем, сейчас эта ситуация уже исправляется - решается вопрос о создании системы непрерывного радиолокационного наблюдения за столичным небом, должен быть создан единый диспетчерский пункт по координации этих полетов. Нетрудно предположить, что все это будет интегрировано в общую систему ПВО - ПРО Москвы.

 

Дело останется только за малым - разместить зенитно-ракетные комплексы на московских крышах. Лучше всего, говорят специалисты, для этой цели подходят как раз столичные высотки.

 

ПечатьE-mail