Реклама

Автор : btamedia

Неизвестный транспорт ценой 3,5 миллиарда долларов

Затонувший сухогруз

При знакомстве с морскими бюллетенями возникает ощущение, что дно Мирового океана буквально усыпано несметными сокровищами. И проблема состоит не в том, чтобы найти их, а в том, как правильно поделить между собой ценные находки.

Как поделить сокровища?

К примеру, компания "Sub Sea Research" («Подводные исследования») несколько лет назад обнаружила у берегов Флориды затонувший в 1755 году испанский галеон «Notre Dame de Deliverance", предположительно, перевозивший сокровища на общую сумму около 3,2 миллиарда евро.

Если верить документам тех лет; вместе с галеоном на дно ушло 473 кг золота в слитках, 15,5 тысячи золотых дублонов, более 1 миллиона монет, 24 кг чистого серебра и множество других не менее ценных предметов. Все это богатство предназначалось испанскому королю Карлу III, но, по понятным причинам, до него не дошло.

Суд Флориды с легкостью разрешил подъем сокровищ, но тут в дело вмешалась Испания. К ней подключилась Франция, мотивируя свой протест тем, что судно было французским и на нем плавали французские моряки. Постановление суда было отменено, государственный департамент Соединенных Штатов признал права Испании на эти сокровища, но на это решение в свою очередь, и совершенно справедливо, обиделись сотрудники «Sub Sea Research", обнаружившие галеон.
С тех пор и до сего момента вопрос - кому принадлежат сокровища Карла III - так и не решен. Не исключено, что пока суд да дело, «серые» поисковики давно растащили содержимое трюмов галеона по своим карманам.

Аналогичный случай произошел в 2007 году, когда дайверы обнаружили у тех же берегов Флориды затонувший в 1622 году испанский галеон «Santa Margarita». Правда, стоимость содержимого трюмов галеона оказалась более скромной, всего порядка одного миллиона долларов. Пока еще ни одна из иностранных держав не предъявила свои права на находку, но местные власти до сих пор пытаются решить вопрос: забрать все себе или поделиться некоей частью с самими кладоискателями.

Обыкновенный сухогруз.

И вот, новая сенсация! В январе этого года уже известная нам поисковая компания «Sub Sea Research" призналась в том, что обнаружила у побережья Гайаны — небольшого государства на северо-востоке Южной Америки — на глубине 250 метров затонувший в 1942 году сухогруз. Название транспорта осталось неизвестным, и поисковики присвоили ему «рабочее» имя «Голубой барон».

Вскоре выяснилось, что это судно в разгар войны отправилось в рейс из одного из европейских портов, по пути капитан «заглянул» в Южную Америку, после чего взял курс на Нью-Йорк. Но примерно на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны судно было потоплено германской подводной лодкой U-87.

Казалось бы, чего особенного? Немцы во время войны топили немало транспортов по всему Мировому океану. Да и, судя по документам, в трюме корабля «ехал» обычный груз: цинк и медь в слитках. Но... согласно другой, недавно опубликованной информации, на глубине 250 метров, помимо тривиальной меди, лежат фантастические сокровища: золото, алмазы, платина... Насколько это реально?

В лихие годы было вполне естественно перевозить ценные грузы на обычных пароходах, рядовым маршрутом, без дополнительной охраны, именно с целью не привлекать специального внимания противника. Как говорится, на авось. «Голубой барон» вез, оказывается, в Нью-Йорк «плату» за ленд-лиз. Часть сокровищ принадлежала Великобритании, а часть — Советскому Союзу. На сегодняшний день стоимость содержимого трюмов «барона» оценивается в 2,6 миллиарда фунтов стерлингов или в 3,5 миллиарда долларов. Эта находка считается одной из самых крупных в денежном исчислении в истории искателей затонувших сокровищ. Разумеется, что права на драгоценный груз (если он действительно существует) предъявит множество сторон, и вопрос: «Кому сколько?» будет решаться, судя по всему, не один год.

Игорь САВЕЛЬЕВ
Тайны XX века

ПечатьE-mail