Реклама

Автор : btamedia

Откуда у нас лишний день

Лишний день

Народная мудрость "День да ночь - сутки прочь" напоминает нам, землянам, о необратимом и неумолимом беге времени. Но всегда ли земной календарь был именно таким, каким мы его знаем сегодня? Что такое високосный год. Наше дневное светило, постепенно поднимаясь вверх, достигает своего высшего положения, и тогда говорят о моменте верхней кульминации.

 

А затем медленно опускается вниз, чтобы на несколько часов снова скрыться за горизонтом. Правильное чередование дня и ночи является следствием процесса вращения Земли вокруг собственной оси. Вот почему сутки являются естественной единицей времени, которую людям подарила сама природа. Истинными солнечными сутками называют промежуток времени между двумя (последовательными) верхними кульминациями центра солнечного диска.

Полный оборот наша планета вокруг Солнца делает за промежуток времени, называемый годом, или иначе - приблизительно за 365 с четвертью суток. Но следует заметить, что истинные солнечные сутки периодически меняют свою продолжительность. Ведь когда наша планета находится на участке эллипса, расположенном ближе к Солнцу, то она движется быстрее. К тому же ось суточного вращения Земли наклонена к плоскости эклиптики (под эклиптикой понимают путь видимого движения Солнца среди звёзд на небесной сфере). Неравномерность истинных солнечных суток представляется чрезвычайно неудобной.

Современный календарь

Все часы, которыми мы пользуемся, отрегулированы, поэтому не по движению истинного Солнца, а так называемого "среднего". Под средним Солнцем подразумевают фиктивную точку, которая в течение года совершает один полный оборот вокруг Земли. Но она равномерно перемещается вдоль небесного экватора.

А промежуток времени между двумя последовательными кульминациями среднего Солнца называют средними солнечными сутками. Разность между средним солнечным временем и истинным называют уравнением времени. Оно показывает, что в зависимости от даты среднее время то превышает истинное, то, наоборот, оно меньше его.

При видимом движении Солнца по эклиптике дважды оно оказывается в точке пересечения траектории этого движения с небесным экватором. И происходит это в дни весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия, когда становятся одинаковыми продолжительность дня и ночи. Ось вращения земного шара наклонена к плоскости орбиты Земли всегда на один и тот же угол. Поэтому в дни равноденствия Солнце в одинаковой мере освещает Северное и Южное полушария Земли. Вдень весеннего равноденствия Солнце восходит строго на востоке и заходит точно на западе. Затем точки восхода и захода Солнца смещаются к северу. Так происходит до дня летнего солнцестояния, когда эта высота становится максимальной. В последующие дни Солнце с каждым днём опускается вплоть до дня зимнего солнцестояния.

Древние наблюдатели научились связывать видимое движение Солнца с изменением времён года. А необходимость предсказания наступления конкретного времени года и стала толчком к созданию солнечных календарей. В основу современного солнечного календаря положено понятие тропического года.

Под ним понимают промежуток времени между двумя последовательными днями весеннего равноденствия. Оказывается, величина тропического года не постоянна и в нашу эпоху каждые сто лет она уменьшается на 0,54 секунды. На XI Генеральной конференции по мерам и весам, состоявшейся в 1960 году в Париже, за основную единицу времени была принята 1 секунда, равная 1/(31556925,9747) части тропического года для начала 1900 года. А это означает, что тропический год содержит 365,242199 суток. Для календарных целей округляют и получают продолжительность тропического года, равную 365,24220 суток. Таким образом, возникает противоречие: тропический год не содержит целого числа суток, а календарный год, напротив, должен быть составлен из целого числа суток, т.е. либо из 365 или 366. Но так, чтобы средняя продолжительность года как можно меньше отличалась от тропического года. Если вместо неё взять для календаря её грубое приближение 365,25 суток, то нужно принять, что в течение трёх лет подряд в году содержится по 365 суток, а в каждом четвёртом, так называемом високосном, году число суток содержится на одни больше, т.е. 366. Именно такая система существовала в юлианском календаре, по которому жила Россия с 1 января 1700 года (в соответствии с указом Петра Великого) вплоть до 1 февраля 1918 года, когда этот день по постановлению Совнаркома стали именовать 14 февраля с указанием в скобках старого стиля: 14 (1) февраля. Новый стиль соответствует так называемому григорианскому календарю, по которому ныне живёт большинство стран мира, исключая ряд мусульманских государств, где узаконен лунный календарь. Переход на новый календарь начал осуществляться с 1582 года. Правда, протестантские страны перешли на него лишь в 1752 - 1762 годах. Заметим, что Никейский церковный собор от 325 года н.э. утвердил для всего христианского мира юлианский календарь. В то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Но за каждые 128 лет (из-за расхождения продолжительности календарного года с тропическим годом) накапливается ошибка, равная 10 суткам. Так, ко второй половине XVI столетия по юлианскому календарю момент равноденствия должен был наступать 21 марта, а фактически он уже наступал 11 марта. Римский Папа Григорий XIII издал специальную буллу, по которой счёт дней был передвинут на 10 суток вперёд: день после четверга 4 октября 1582 года считался уже не 5, а 15 октября. Теперь день весеннего равноденствия стал снова приходиться на 21 марта.

Роль Цезаря

Во времена Ромула (т.е. около середины VIII века до н.э.) жители будущего Вечного города пользе римский год отставал от тропического на 10 суток. Это приводило к тому, что календарные числа всё меньше соответствовали временам года. Жрецам было предоставлено право изменять протяжённость года: каждое четырёхлетие состояло из двух простых: первого и третьего (по 355 дней) и двух длинных: второго и четвёртого (377 и 378 дней соответственно). В таком четырёхлетнем периоде средняя длина года составляла 366,25, т.е. на целые сутки больше, чем в действительности. Это приводило к путанице. Впоследствии Вольтер не без юмора отмечал: "Римские полководцы побеждали всегда, но они никогда не знали, в какой день это случилось". Такая хаотичность, когда праздник жатвы, например, приходилось отмечать зимой, доводила до абсурда. И в 46 году до н.э. по инициативе Юлия Цезаря была проведена реформа календаря. За первый месяц года был принят месяц январь. Всего в году было 12 месяцев. Все нечётные содержали по 31 дню, а чётные - по 30. Только февраль простого года состоял из 29 дней. Календарь по постановлению сената стал называться юлианским с 44 года до н.э., а седьмой месяц "квинтилис" (месяц рождения Юлия Цезаря) превратился в июль. Высшая жреческая коллегия по неизвестной причине вставку високосных дней производила не через три года на четвёртый, как того требовала проведённая реформа, а через два - на третий. Ошибка была обнаружена при императоре Августе. И по его указанию с 8 года до н.э. и по 8 год н.э. включительно пропускали вставленные добавочные дни в високосных годах. В честь заслуг Августа следующий месяц за июлем - "секстилис", содержавший 30 дней, стали именовать "август". А чтобы "сравнять" императора с его предшественником, август удлинили ровно на 1 день, отняв его у февраля, который остался с 28 днями в обычный год и с 29 - в високосный. При такой перестановке получилось, что три месяца подряд (июль, август и сентябрь) содержали по 31 дню. Суеверных римлян это не устроило. И коллегия жрецов постановила: день сентября передать октябрю, а также один день ноября - декабрю. И до сих пор такая "начинка" месяцев сохранилась. При реформе Юлий Цезарь добавочный день в каждом четвёртом (високосном) году разместил не за 28 февраля, а "спрятал" его между 23 и 24 февраля.

Однако вместо 24 февраля римляне говорили "биссектус" - "шестой день до мартовских календ" (календы - первые числа месяцев). Так появился "високос" и "високосный год".

ПечатьE-mail