Реклама

Автор : btamedia

Военный луч летающей почты отводит ракеты

 

Несколько ракет "земля - воздух" легко увезти в багажнике легковушки. Находясь в паре километров от аэродрома, нетрудно выстрелить с плеча в набирающий высоту лайнер. В сегодняшнем мире широкое распространение переносных систем ПВО - одна из угроз, которую вы можете игнорировать, если у вас есть лишний миллион. 16 января 2007 г. коммерческий грузовой самолёт MD-10, принадлежащий компании FedEx, вылетел в обычный рейс из Лос-Анджелеса. Необычным был сам самолёт.

Компания Northrop Grumman оборудовала его противоракетной системой Guardian. Впервые частный гражданский лайнер получил возможность обороняться от атак террористов с земли. Речь об опасности со стороны небольших ракет "земля - воздух" запускаемыми с плеча, - так называемых переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК).

В горячих точках планеты ПЗРК давно открыли свой счёт жертвам. И если об уничтожении военных самолётов и вертолётов при помощи таких ракет известно всем, то о печальных последствиях столкновения ПЗРК и гражданских воздушных судов люди знают не так хорошо.

Между тем такие случаи были. К примеру, в 1993-м, во время грузино-абхазской войны ракетами ПЗРК были сбиты два пассажирских самолёта.

Аналогичные трагедии отмечены и в других концах света — Руанде, Кении, Конго, Анголе, где бушевали локальные конфликты в 1990-х и позже.

В ноябре же 2002-ro террористы выпустили две такие ракеты по израильскому пассажирскому лайнеру, вылетевшему из Момбасы. К счастью, ракеты промахнулись.

Ещё примечательный случай: в 2003-м лайнер Airbus-300, принадлежащий компании DHL, был поражён ракетой ПЗРК сразу после вылета из Багдада. Экипаж сумел совершить аварийную посадку на поврежденном самолёте.

Для того чтобы такие истории не повторялись, специалисты Northrop Grumman и разработали комплекс Guardian. А вернее, модернизировали и адаптировали для гражданских самолётов систему, выпускающуюся для техники ВВС.

Как сообщает Northrop Grumman, полёт 16 января ознаменовал собой начало испытаний Guardian в повседневной эксплуатации в гражданской отрасли.

Эти испытания проходят в рамках программы развёртывания системы защиты лайнеров от ручных комплексов ПВО, проводимой американским министерством национальной безопасности.

Аппаратура, спрятанная в обтекаемом коконе под днищем самолёта, вычисляет траекторию ракеты и ослепляет её оптику точно наведённым лазерным лучом. Создатели системы, к слову, отмечают, что он не опасен при попадании в глаза человека (луч - невидим), но прекрасно дезориентирует тепловые ГСН.

В течение испытаний, которые продлятся до марта 2008 года, девять MD-10, оборудованных системой Guardian, будут выполнять коммерческие грузовые рейсы. Ранее американские инженеры провели свои, внутренние, испытания этого же комплекса на самолетах MD-11, MD-10 и Boeing-747 с симуляцией запусков ракет.

Окончательная же цель проекта заключается в защите пассажирских авиалайнеров.

Впрочем, о массовом оборудовании их такой аппаратурой можно будет говорить лишь тогда, когда найдутся желающие оплатить это удовольствие.

Авиакомпании, вероятно, крепко подумают, узнав не только о цене на саму систему (она стоит 31 миллион за штуку), но и о затратах на её техническое обслуживание ($365 за рейс).

Кстати, проверить надёжность аппаратуры в течение длительных рейсов и отладить её обслуживание в авиакомпаниях - в реальной эксплуатации, изо дня в день - и призвано данное испытание.

На переоборудование системой Guardian многих тысяч самолётов потребуются миллиарды. Так что эти планы остаются под вопросом. Но калифорнийский сенатор Барбара Боксер заявила, что штат намерен поставить Guardian на тысячу гражданских лайнеров.

Правда, нужно добавить, что это те гражданские суда, с владельцами которых Пентагон заключил соглашение на случай "экстренной ситуации". Во время войны эти лайнеры будут мобилизованы для нужд армии.

Так что если Калифорния действительно потратит миллиард на закупку тысячи Guardian (может, всё же не без помощи Пентагона?), военные могут со спокойной совестью посчитать это вложением в обороноспособность страны.

Автор: Ю. Карпова
Источник: Инженер, 8/2007

ПечатьE-mail