Реклама

Автор : btamedia

Винтокрылые стрекозы

Родившись чуть ли не одновременно с самолетом, вертолет долгое время оставался пасынком авиации. Лишь во второй половине XX века механические стрекозы заняли свое законное место в воздушном пространстве. А ныне вертолет превратился, пожалуй, в самое незаменимое транспортное средство.

КБ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Один из талантливейших советских авиаконструкторов Александр Яковлев в своих записках заметил: "Самолет и вертолет не конкуренты. Это машины разного назначения и применения". Но к этой, казалось бы, простой мысли шли долго. И долго к вертолетам относились, как к техническому недоразумению, чьи функции удивительны, но не востребованы жизнью. Ведь первоначально задача была одна - подняться в воздух и пролететь как можно дальше. И лишь потом с развитием авиастроения пришло понимание, сколь необходим и в бою, и в мирном труде вертолет.

Вертолёт Леонардо Да ВинчиИдею машины, способной взлетать вертикально без разбега, зависать в воздухе и перемещаться горизонтально с различными скоростями, разработал еще великий Леонардо да Винчи. Рукопись, в которой он изобразил аппарат с огромным воздушным винтом, датируется 1475 г. Но современников этот протовертолет не заинтересовал, как, впрочем, и многие другие изобретения Леонардо.

Вертолёт ЛомоносоваПервую модель вертолета построил наш соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов. Произошло это почти три века спустя, в 1754 г. В отчете ученый записал, что цель этой работы - создать машину, которая, "поднимаясь кверху сама, могла бы поднять маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине".

 

Потребовалось еще полтора столетия, чтобы в 1907 г. четырехвинтовой геликоптер французов Бреге и Рише смог не только оторваться от земли, но и поднять в воздух человека. Аналогичные машины испытывали Корню, Райт, Инглиш, Уильямc, Берлинер.

Геликоптер французов Бреге и РишеНо куда более оригинальную схему предложил русский изобретатель, студент МВТУ Борис Юрьев. Ему удалось доказать, что с помощью наклона оси ведущего винта можно заставить вертолет двигаться по горизонтали, тем самым обходясь без винта-пропеллера с горизонтальной тягой. Ему же принадлежит и честь решения проблемы создания надежной системы управления. Все эти работы он завершил уже к 1911 г.

РУССКИЙ СОРЕВНУЕТСЯ С РУССКИМИ

В сороковые годы прошлого века на весь мир прозвучало имя русского конструктора Игоря Сикорского, работавшего в США. Его вертолет VS-300 оказался столь удачным, что командование ВВС приняло решение финансировать дальнейшие работы фирмы Сикорского.
 
Игорь Сикорский

Игорь СикорскийИ уже в конце 1941 года армия США получила XR-4 - легкий многоцелевой вертолет со взлетной массой 1 170 кг и крейсерской скоростью 130 км/час. Он поднимался на высоту 1 500 м и был способен сесть с выключенным двигателем на авторотации.

В 1943 г. машину запустили в серию. Всего было построено 130 XR-4. Они использовались в боевых действиях в Бирме, Китае, на островах Тихого океана для эвакуации раненых, наблюдения и корректировки артиллерийского огня. Более того, вертолеты Сикорского смогли достойно себя показать в воздушных боях с японскими истребителями.

ВертолётВ 1946 г. на долю Сикорского пришелся новый успех. Он создал модель S-51, оснащенную автопилотом, что значительно облегчало управление. Но еще больше восторгов вызвал S-55. В 1952 г. две машины этой модели совершили перелет из США в Европу через Атлантический океан.

Затем был вертолет S-58, который назвали лучшей машиной нового поколения. Это была последняя разработка талантливого авиаконструктора. В 1957 г. он отошел от руководства компанией. Но его идеи еще долго считались базовыми в американском вертолетостроении.
 
Борис Юрьев

Вертолёт Бориса ЮрьеваПопытки создать надежную, легкоуправляемую машину предпринимались в довоенные годы и в Советском Союзе. В 1930 г. Борис Юрьев и Алексей Черемухин построили первый советский вертолет 1ЭА. А в 1932 г., поднявшись на высоту 605 м, Черемухин установил мировой рекорд. В 1938 г. была создана еще одна модель - двухвинтовая, но государственной поддержки вертолетостроение не получило, и оно как бы отошло на второй план.

Борис ЮрьевОднако так продолжалось недолго. Рекорды, установленные американскими вертолетчиками, возможности, продемонстрированные этими машинами, заставили советское руководство кардинально пересмотреть свое отношение к геликоптерам. Вертолетостроению дали зеленый свет.

В 1947 г. сотрудника ЦАГИ Михаила Миля назначают начальником лаборатории №5, которая становится основой будущего ОКБ вертолетостроения. Одновременно создаются группы для конструирования вертолетов в КБ Яковлева и Братухина. К конструкторам "прикрепляют" заводы, формируют сеть смежников.

Первый Советский вертолётУже в 1950 г. проходят испытания первого легкого вертолета Миля "Ми-1". Насколько удачной была машина, можно судить по тому, что через семь лет на ней будут установлены 23 мировых рекорда.

Последующие четыре десятилетия в мировом вертолетостроении можно смело назвать "советскими". Одна за другой создаются в КБ машины с невиданными доселе качествами и возможностями. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе "Ми-4" получает золотую медаль. Его экспортируют в три десятка стран.

Растет скорость и грузоподъемность машин. Им не страшны самые суровые погодные условия. "Ми-2" с успехом эксплуатируется в Арктике и Антарктике. Появляются тяжелые вертолеты "Ми-6" и "Ми-10". На "Ми-6" устанавливают рекорд скорости - 329 км/час. А "Ми-10" поднимает рекордный вес - 25 т. В 1988 г. с помощью такого вертолета в Ярославле за 10 дней была смонтирована телевизионная башня высотой 250 м. Но самым популярным вертолетом стал "Ми-8". Полторы тысячи машин этой модели были проданы в сорок стран мира. Кстати, в ОКБ им. М.Л. Миля в самом начале 70-х был создан сверхтяжелый вертолет "В-2", который был способен поднять в воздух 40 т.

Из того же ЦАГИ вышел и другой не менее знаменитый советский конструктор Николай Камов. У него был неплохой опыт строительства автожиров для корректировки артиллерийского огня. Но в 1947 г. он предложил принципиально новую машину - одноместный вертолет "Ка-8" с двигателем от мотоцикла. В 1948 г. его назначают главным конструктором нового вертолетного КБ. Со "стапелей" его конструкторского бюро сходит подряд несколько легких вертолетов - "Ка-15", "Ка-18", "Ка-26". Их всех отличают высокая надежность, универсальность и маневренность. Дело Камова продолжили его ученики, которые разработали вертолет ледовой разведки "Ка-32", легко размещающийся на палубе судна. Но при этом он принимает на борт 16 пассажиров, а на внешней подвеске может нести 5 т груза.

И Миль, и Камов, и Яковлев, сконструировавший знаменитый "летающий вагон", работали, прежде всего, на оборону. Их санитарные, сельскохозяйственные, спортивные вертолеты были вершиной айсберга, о мощи основания которого иностранцы могли только подозревать. Транспортные, десантные, разведывательные, морские, истребители танков - все модификации созданных советскими конструкторами вертолетов трудно перечислить. По боевым и техническим характеристикам они не только не уступали, но часто превосходили машины ВВС США.

ВЕРТОЛЕТЫ ИДУТ НА ВЗЛЕТ

Вертолёты на взлётСпециалисты считают, что самыми удачными по объемам продаж для мирового вертолетостроения были 1980-е годы. Тогда ежегодно с заводских конвейеров сходило более тысячи машин. И это не считая легких вертолетов с двигателями внутреннего сгорания. Однако эта отрасль в основном работала на оборону, поэтому с окончанием холодной войны число заказов резко сократилось. По данным консалтинговой фирмы Teal Group (США), за последнее десятилетие прошлого века в мире было продано 7 793 вертолета (исключая легкие вертолеты с ДВС) на общую сумму 51,1 млрд. долл., в т.ч. 39,4 млрд. пришлось на продажи военных машин. Наибольший спад пришелся на 1997-1999 гг.: ежегодно продавалось всего 700-750 вертолетов.

ВертолётНо с началом нового века рынок вертолетов стал медленно расти. Последние несколько лет продажи колеблются в пределах от 800 до 900 вертолетов ежегодно. По прогнозам Teal Group, в ближайшие десять лет потребность мирового рынка составит 8 979 вертолетов с турбодвигателями на сумму 80,1 млрд. долл. По оценке другой американской аналитической компании - Forecast International, в ближайшее десятилетие будет продано порядка 9 807 вертолетов с турбодвигателями на общую сумму 91,6 млрд. долл., а также 3 527 легких машин с ДВС на 0,9 млрд.

ВертолётСкорее всего, основными покупателями военных вертолетов будут Китай, Индия, страны Ближнего Востока, Южной Америки и Северной Африки, которые сейчас активно переоснащают свои армии. Вот на этих рынках и разворачивается борьба между мировыми производителями.

Ведущим среди них считается европейский консорциум Eurocopter, образованный на базе вертолетостроительных корпораций Франции и ФРГ. Консорциум обеспечивает до 45% (свыше 20% в ценовом исчислении) рынка новых вертолетов. Он единственный в мире производитель, которому удалось поставить на серийную сборку практически всю линейку вертолетов взлетной массой от 1,5 до 11 т.

Второе место держат авиастроители США. Многолетний лидер мирового вертолетостроения фирма Ве11, на долю которой ранее приходилось до 45% ежегодного производства вертолетов, сохраняет свое ведущее положение на рынке только за счет военных программ. Спрос на ее гражданскую продукцию постоянно сокращается из-за устарелости базовой конструкции вертолета.

ВертолётЕще в более тяжелом положении оказались фирмы Sikorsky и Boeing, которые несколько раз подряд проиграли европейским коллегам конкурсы на поставки новой техники. В пределах 40-60 легких вертолетов в год производит четвертый по значимости американский вертолётостроитель - MD Helicopters.

 

Среди производителей следует также упомянуть итало-британский концерн Aqusta-Westland (5-6% рынка), а также индийские фирмы, которые от производства вертолетной техники по лицензиям перешли теперь к ее успешной разработке. В ближайшие годы возможно появление на рынке и китайских вертолетов.

Сколь быстро произойдет возвращение на рынок российских вертолетов, сейчас сказать трудно. Российские конструкторы еще не сказали последнего слова. Постепенно растут поставки за рубеж "Ми-17", армия стала заказывать новый ударный вертолет "Ми-28Н", который называют "всепогодным". Ряд вертолетов гражданского и двойного назначения представили и камовцы: "Ка-62", "Ка-32А", "Ка-126", "Ка-226". Но еще больших перемен надо ждать с появлением вертолетостроительного холдинга. Государство готово вложить миллиарды в возрождение российского вертолетостроения.

Автор: Васильев Андрей
Источник: Бизнес и выставки, 4/2008

ПечатьE-mail