Реклама

Автор : btamedia

Свидетели истории

Советский кинооператор, кинодокументалист, фронтовой оператор Роман Кармен

Кинохроника Великой Отечественной... Для нас сейчас практически единственное жтвое вспоминание о той войне. И не случайно именно эти кадры вошли в мировую сокровищницу киноискусства. Более 60 лет назад 252 оператора день за днём снимали войну. Погиб каждый пятый, ранен или контужен был каджый второй.

 

Самым верным соратником фронтового оператора была камера «Аймо». Кассета вмещала всего 30 метров - одну минуту экранного времени. А потом камеру надо было перезарядить, да еще и завести вручную, почти как патефон. Аркадий Левитан рассказал: "Мы носили наши камеры на правой руке, они, можно так сказать, были  всегда на взводе". Еще оператору полагался пистолет. «Для войны мы были практически безоружными. А ситуации разные складывались. И из окружения приходилось выходить, что только не случалось. Я летал с бомбардировщиком, нам дали задание снять, а заодно и разбомбить немецкую танковую колонну. Попали под зенитный обстрел, самолет потерял управление. То есть мы могли лететь только прямо хоть до Берлина. Летчик исхитрился и совершил маневр. Мы вернулись целы и невредимы, а в Берлин я попал значительно позже».

Фронтовые кинооператорыПрактически все операторы были добровольцами. Как правило, снимали в паре, чтобы хотя бы один мог доставить отснятую пленку на Большую землю. Естественно, что в таких условиях рождалась настоящая мужская дружба. Военкоры легко входили на командные пункты всех уровней, даже к командующим фронтами. Однажды Левитану удалось провести несколько дней рядом с легендарным военачальником Георгием Жуковым: "В начале Берлинской кампании, перед взятием Зиеловских высот, я с режиссером Райзманом приехал на командный пункт. Жуков отнесся ко мне хорошо, разрешил снимать, как я хочу. Он был очень спокойный человек, хотя иногда мог вставить крепкое словцо, но всегда к месту. В артподготовке участвовало около двух тысяч орудий, и они подняли такую пыль, что ничего не было видно Дым начал развеиваться, но никто не решался идти в атаку, и Георгий Константинович по телефону кричал командирам: «Поднимайте людей!»

Подписание капитуляции ГерманииОператоры шли со всеми остальными в атаку и первыми входили в освобожденные города. Некоторые командиры, возражали против напористости корреспондентов, но чаше им старались беречь, просили рисковать в меру и не лезть в самое пекло. Жена одного из операторов посетовала; -Ой, этот легендарный чокнутый готов был сдохнуть за удачную точку съемки». Похоже, такова общая черта военных хроникеров. «Мне так захотелось их снять, что пополз по грязи, наплевал на немецкого снайпера. Там я услышал слова: «Ребята, к нам пришел кинооператор! Значит, мы теперь будем живыми всегда», - как-то вспоминал Алексей Семин.

8 мая Аркадий Левитан провел в городке Карлсхорст, в пригороде Берлина. В двухэтажном здании немецкого военно-инженерного училища подготовили зал для церемонии подписания пакта о безоговорочной капитуляции Германии. Аркадий Юлианович рассказал: «Ждали мы очень долго, потому что представители армий союзников задерживались, потом началось бесконечное согласование документов».

Подписание капитуляции ГерманииРовно в 24 часа Жуков. Теддер, Спаатс и де Латтр де Тассиньи вошли в зал, украшенный государственными флагами Советского Союза, США, Великобритании и Франции. Начиналось 9 мая 1945 года «Когда все участники были на своих местах, ввели немецкую делегацию. Возглавлял ее сам Кейтель. Он вошел, держа в руках маршальский жезл, отсалютовал всем.
 
Кейтель красовался, он медленно снял свои роскошные замшевые перчатки до локтя небрежно бросил их за спину адъютантам и сел на свое место. Но Жуков быстро положил конец этому спектаклю. Он сказал: «Немецкая делегация, подойдите сюда и подпишите капитуляцию здесь». Всё произошло очень быстро. После чего Георгий Константинович заявил: «Немецкая делегация свободна». И они ушли никому уже не нужные, никому не интересные».

За 1418 тяжелейших для страны дней военные операторы успели отснять болев трёх с половиной миллионов метров кинопленки 30-метровыми бабинками и личным подвигом каждого складывались все эти миллионы метров, которые и сейчас потрясают нас своей художественной и эмоциональной выразительностью.

Автор: Т. Бединская
Источник: Журнал «Инженер»

ПечатьE-mail