Реклама

Автор : btamedia

Крупнейшая авиакатастрофа

Столкновение двух самолётов

27 марта в аэропорту Тенерифе на Канарских островах столкнулись два «Боинга-747», принадлежавших американским авиакомпаниям. Погибло 582 человека. И на сегодняшний день эта авиакатастрофа остается крупнейшей в мире по количеству человеческих жертв. Крушение произошло в туманное воскресенье — самый напряженный день в аэропорту Санта-Крус. В тот день было много суеты и много дополнительных полетов. Вся эта неразбериха случилась после того, как в зале ожидания аэропорта Лас-Пальмас, на близлежащем острове Гран-Канария, взорвалась бомба, заложенная террористами из так называемого Движения за независимость и автономию Канарских островов.

Теперь многие самолеты были посажены в Санта-Крусе — все они с нетерпением ожидали разрешения на взлет. Среди них было два суперлайнера «Боинг-747» — нидерландской авиакомпании KLM и американской авиакомпании «Пан Ам». 370 американских пассажиров на борту «Пан Америкэн» и 229 голландских пассажиров на борту KLM проявляли беспокойство, поскольку никак не могли вылететь в Лас-Пальмас.

Лишь около 17 часов из контрольной башни поступило указание готовить самолеты к взлету. Из-за большой запруженности рулевой полосы обоим самолетам было велено занять главную взлетную полосу, куда лайнеры KLM и «Пан Ам» прибыли одновременно. После выруливания к взлетной точке на дальнем конце главной взлетной полосы самолет KLMоказался впереди.

После команды диспетчера капитан Якоб ван Зантен, командир голландского лайнера, проделал несколько маневров и направил нос корабля в темнеющий туман, зависший над взлетной полосой впереди него и над кораблем «Пан Ам», который, невидимый в тумане, начал движение навстречу ему.

Вскоре лайнер KLM начал свой разбег. Второй пилот американского самолета Роберт Брэгг первым из экипажа заметил приближение голландского гиганта. Позже он рассказывал: «Сквозь туман я увидел впереди огни. Я сначала подумал, что это KLM стоит в конце полосы. Но потом я понял, что огни приближаются». Брэгг закричал: «Прочь с полосы, прочь!» Командир американского экипажа капитан Граббс резко повернул свой самолет на 30 градусов, стараясь сойти с дороги надвигающегося лайнера. Но было поздно. Самолет KLMдвигался слишком быстро и не мог ни остановиться, ни свернуть.

В последнюю минуту капитан ван Зантен поднял нос своего корабля. На взлетной полосе осталась канава, прорытая хвостом голландского самолета, когда командир старался заставить его перепрыгнуть через самолет «Пан Ам». Но через две секунды после взлета голландский гигант врезался в американский на скорости около 265 километров в час, снеся носом крышу пилотской кабины и отсека первого класса. Тут же в американский самолет врезались двигатели, подвешенные под крыльями. Правый двигатель пропорол задний отсек, в долю секунды лишив жизни почти всех находившихся в нем пассажиров. КLМ перелетел американский «Пан Ам», а затем все, что осталось от «голландца», покатилось по взлетной полосе, взрываясь и разлетаясь на сотни обломков. Из пассажиров КЬМ не спасся ни один.

В американском лайнере выжили те, кто находились на передних местах и на левой, дальней от удара, стороне самолета. Левая сторона была частично разрушена, и пассажиров либо выбросило наружу, либо они сами выбрались через проем.

В диспетчерской в течение нескольких секунд никто ничего не знал. Но внезапный порыв ветра смахнул пелену тумана, и тогда с контрольной башни на мгновение открылось страшное зрелище пылающих гигантов.

Очень скоро на место катастрофы прибыла не большая аварийная команда, дежурившая в аэропорту. К тому моменту в живых остались только те, кто спасся в первые пару минут. Интендант «Пан Ам», 35-летняя Дороти Келли из штата Нью-Хэмпшир, проявила себя настоящей героиней. Она сумела вытолкнуть на полосу капитана Граббса со сломанными ногами. Взрывы продолжали разрывать американский лайнер, а она металась взад и вперед, оттаскивая контуженных пассажиров прочь от самолета, пока не убедилась, что спасать больше некого.

Один из пассажиров «Пан Ам», 37-летний калифорниец Дим Найк, находился в салоне первого класса, когда случилась трагедия. Он рассказывал: «Я сидел рядом с женой Элзи, когда вдруг произошел взрыв. Пламя охватило весь самолет. Я схватил Элзи и стал выбираться с ней наружу, но тут провалился потолок и прямо на нас стали падать люди из верхнего салона. Обломок потолка упал на мою жену. Новым взрывом меня выбросило на полосу. Я побежал к самолету, чтобы спасти Элзи, но тут увидел выпавшее из него тело. Это была моя жена».

Британец Джон Купер, 53-летний механик, служащий «Пан Ам», летел в качестве пассажира, но при столкновении находился в кабине экипажа. Его выбросило из самолета, и он отделался царапинами. «Это был страшный удар. Не хочется вспоминать. Люди дико кричали — женщины, дети, объятые пламенем. У меня постоянно в ушах стоит этот крик».

35-летний калифорниец Джон Амадор вспоминал: «Я выглянул в иллюминатор и увидел самолет, мчащийся прямо на меня. Я упал на пол и когда взглянул вверх, наш самолет был разломан на три части. Я боялся, что буду заживо изжарен». Но он сумел выпрыгнуть и спасся.

То же сделала и миссис Тери Браско из штата Орегон. Она рассказывала: «...все кричали. Мой муж Роланд вытолкнул меня через прореху в боку самолета, и затем мы вытащили его мать. Моя свекровь была вся в огне. Мы потащили ее по полю, стараясь сбить пламя».

Из 370 пассажиров и 16 членов экипажа лайнера «Пан Ам» в первые же минуты погибло более 300 человек и более 60 получили серьезные повреждения. На голландском самолете были уничтожены все 229 пассажиров и 15 членов экипажа. В их числе была некая дама из Голландии, которая в Амстердаме сообщила мужу, что едет отдыхать к друзьям в Испанию. Вместо этого она полетела навстречу своей смерти — с лучшим другом своего мужа. И еще один трагический обман вышел на свет после крушения. Голландский бизнесмен сказал жене, что летит на совещание в Швейцарию. Вместо этого он полетел на KLM в Лас-Пальмас, чтобы втайне провести каникулы с хорошенькой соседкой. Перед отъездом он написал жене открытку и попросил приятеля отправить ее из Цюриха. Открытка, полная нежных приветствий, была доставлена через два дня после его смерти.

Пилоты американской машины увидели надвигавшийся на них KLM за 9 секунд до столкновения. Каких-то 10 секунд — и их самолет покинул бы полосу...

Трудно кого-либо винить в данной ситуации. Однако есть человек, без участия которого ничего подобного не произошло бы, — Антонио Кубилло, лидер сепаратистского движения Канарских островов. Бомба, взорвавшаяся в Лаc-Пальмасе, была заложена по его приказу, но он, бежав в Алжир, заявил: «Испанцы не хотели, чтобы туристы видели разрушения в Лаc-Пальмасе. Это их вина, что самолеты столкнулись. Я не считаю, что 582 смерти лежат на моей совести».

Автор: Непомнящий Н., Курушин М.
Источник: XX век. Хроника необъяснимого.

ПечатьE-mail