Реклама

Автор : btamedia

Падение "Руслана

Крушение самолёта Руслан

6 декабря 1997 года в 14 часов 40 минут в Иркутске потерпел катастрофу военно-транспортный самолет АН-124 «Руслан». Погибли в самолете и сгорели на земле более 70 человек. «Руслан» совершал рейс по маршруту Москва — Иркутск — Владивосток — Вьетнам. На борту самолета находилось 2 штурмовых самолета Су-27, стоимостью около 30 миллионов долларов каждый, проданных во Вьетнам, и экипаж «Руслана» в составе 16 пилотов и 30 техников. Самолет был полностью заправлен горючим, общий объем которого превышал 140 тонн.

Через 20 секунд после взлета с аэродрома Иркутского авиазавода произошло непоправимое — самолет с выключенными двигателями упал на поселок авиастроителей, полностью рассыпавшись при ударе о землю. Пилоты, несмотря на отказ трех из четырех двигателей, до последнего пытались удержать машину. Впереди по курсу были многоэтажки, и экипаж сделал все возможное, чтобы исключить удар в дома, где находились тысячи человек. Летчики старались оказаться как минимум над широкой улицей, а еще лучше — дотянуть до пустыря. Дотянуть не удалось, но огромную махину смогли повернуть от многоэтажек. «Руслан» накренился влево. При падении левое крыло зацепило деревянный двухэтажный дом, от этого машину развернуло на 180 градусов, и она рухнула на кирпичное четырехэтажное здание, задев находящийся рядом детский дом. Горючее из баков самолета разлилось по земле и тотчас воспламенилось.
 
По свидетельству очевидцев, самолет падал совершенно бесшумно. В детском доме в это время был «тихий час», и все дети находились в здании. Из детей погибли от удушья 2 девочки, еще несколько детей были перевезены в ожоговый центр. Во дворе дома, куда упал самолет, стояла детская горка, на которой было 6 или 7 детей. Все они погибли прямо на глазах очевидцев. Пострадавшие здания и задний двор примыкающей к месту событий школы были моментально охвачены огнем. Практически никому не удалось спастись, очевидцы видели только одного мужчину, прыгавшего с верхнего этажа здания.

В доме по адресу Гражданская, 45, который был полностью разрушен, проживало 108 человек. Первоначальная информация о 150 погибших, прошедшая по телевизионным каналам, подтверждения не получила. За неделю до катастрофы в поселке отключили подачу газа, что позволило избежать больших жертв и разрушений.

К утру 7 декабря пожар был локализован, однако отдельные очаги, в основном перекрытия зданий и несгоревшее топливо, еще дымились и периодически загорались.

Хвостовая часть самолета, оставшаяся практически неповрежденной, опиралась на соседнее со сгоревшим домом здание и создавала угрозу для работающих спасателей. Днем было принято решение уронить хвост самолета на землю. Вечером 7 декабря из Москвы вылетел самолет с группой подрывников, чтобы по окончании спасательных работ обрушить стены домов. 8 декабря практически все остатки разрушенного самолета были убраны.

По официальным данным, в результате катастрофы погибло более 70 человек. Проведенные исследования начисто сняли скоропалительные обвинения в адрес экипажа. Из 8 версий, выдвинутых вначале, на сегодня осталось всего 3. (Ошибку пилотов исключили, поскольку и командир эскадрильи В. Иванов, и помощник командира экипажа В. Федоров считались высококлассными военными летчиками и в этих условиях сделали максимум возможного, чтобы увести падающий самолет от жилого массива.)
 
Падение самолёта РусланПервая, и основная, касается конструктивных особенностей двигателя Д-18Т, на котором летает эта уникальная машина. Могучий мотор конструктора Лотарева оказался подвержен помпажу, при котором нарушается плавный поток воздуха во входное сопло, что приводит к мгновенной его остановке. К сожалению, внутренние переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и сгорели. На магнитофоне руководителя полетов осталось несколько эпизодов переговоров с «Русланом». 16-я минута с момента начала работы магнитофона. Командир экипажа самолета запросил разрешение на взлет. Руководитель полета: «005, у земли тихо, взлет разрешаю». Через 1 минуту 20 секунд с земли проинформировали: «005, с левого двигателя выхлоп пламени». Ответить экипаж не успел. Через 7 секунд самолет рухнул. В эти короткие мгновения сидящие за штурвалом, возможно, переговаривались между собой, но речевой самописец сгорел. Склонность двигателей самолета АН-124 к помпажам имеет давнюю историю. Первая в биографии гигантского судна катастрофа, 15 лет назад под Киевом, случилась именно по этой причине. За полтора десятка лет эксплуатации «Русланов» произошло около 30 случаев помпажей. По мнению специалистов, это единственное слабое место у воздушных гигантов, аналогов которым нет нигде в мире.. Этим в настоящее время занимаются ЦНИИ Машиностроения, Институт прикладной математики имени Келдыша и научное объединение "Вымпел"". Ученый отметил также, что в настоящее время, наконец, третья версия, пока не отвергнутая окончательно, — качество самого топлива. Она наиболее близка производителям моторов Д-18Т, представителям запорожского завода «Мотор-Сiч», которые участвуют в работе комиссии в качестве экспертов. Тем не менее, к иркутскому топливу претензий не было. Правда, доставленные из Вьетнама образцы подтвердили, что в самолете заправка на треть оказалась без соответствующих зимних присадок. Поскольку «Руслан» стоял больше суток с полупустыми баками на морозе, вода, содержавшаяся в горючем, превратилась в лед. Часть его осталась в топливе, а часть осела в виде инея на стенках топливного бака. При дозаправке горючее еще больше перемешалось со льдом. А после запуска двигателей кристаллы начали оседать на решетке топливного фильтра. Образовавшаяся ледяная пробка при переводе силовых установок в форсированный режим работы сорвалась и заклинила механизм распределения горючего. Это могло привести к остановке сразу трех двигателей. Хотя, по словам специалистов, в конструкции Д-18Т предусмотрен автоматический обогрев фильтров. Кроме того, в системе имеется обходной путь поступления топлива в двигатель в случае их засорения.

Существует еще две версии, которые нельзя начисто отвергать. У одной из них немало сторонников, особенно среди иркутских авиастроителей. Они рассуждают просто: власти из всех вариантов сразу исключили диверсию, значит, это не случайно. Стало быть, «Руслан» погиб по чьему-то злому умыслу. Во время загрузки самолета вокруг было много народу, и при желании любой мог сделать все, что угодно. По странному совпадению, все катастрофы с «Русланами», кроме первой, случившейся во время испытаний, происходят накануне выгодного контракта или в период его выполнения.

Еще одно неожиданное предположение сделал старейший сотрудник радиоэкологического мониторинга Гидрометеослужбы. «В день катастрофы, — писал он, — температура воздуха в Иркутске была 26 градусов ниже нуля при полном воздушном штиле. В таких погодных условиях над городом формируется атмосфера с малым процентным содержанием кислорода, то есть воздух насыщен выхлопными газами и смогом большого города (известно, что недалеко от места падения самолета находится ТЭЦ). Низкие температуры не дают массиву горячего воздуха подниматься вверх, вследствие чего на границе встречи аэродрома с городом создается разность температур и состава воздуха. По многочисленным наблюдениям специалистов, огромные «пузыри» теплого воздуха и смога зависают над городом на высоте от 90 до 300 метров, как раз на траектории взлета воздушного лайнера». При наличии всех этих обстоятельств мог произойти срыв пламени.

ПечатьE-mail