Реклама

Тузы

tuz1

XX век, век моторов, породил и войну моторов. На поля сражений вышли танки, в небе хищными птицами закружили ааэропланы, для кораблей появилась новая угроза — подводные лодки. Новое оружие требовало солдат нового типа — грамотных специалистов, способных обслуживать и эффективно использовать чудо современной техники. Среди них были те, кто довел это умение до совершенства. Их называли асами (от французского «as» — туз).

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — САМОЛЕТЫ

К началу первой мировой войны ведущие державы обзавелись новым родом войск — авиацией. На первых порах аэропланы использовались для наблюдения за войсками противника и корректировки арт-огня, от того оружие на них не устанавливалось. Русский летчик Петр Нестеров пошел на первый в мире воздушный таран 26 августа 1914 года именно поэтому. Для борьбы с аэропланами противника первые пилоты использовали карабины и револьверы. Но после того, как в феврале 1915 года француз Ролан Гаросс установил на аэроплане стационарный пулемет, а немец Фоккер придумал синхронизатор, позволяющий вести огонь сквозь пропеллер, появился новый тип самолета — истребитель. Пилоты истребителей, имевшие на своем счету по пять сбитых самолетов, и стали первыми асами.

Во время первой мировой в Германии широкую известность приобрели летчики Первого авиаполка, которыми с июня 1917 года командовал Манфред фон Рихтгофен. Летчики этого соединения, получившего ироничное прозвище «Воздушный цирк», добились многих громких побед. Сам Рихтгофен, летавший на красном «Альбатросе С-lll», а затем «Фокере Dr-l», получил прозвище Красный Барон. После каждого сбитого самолета он заказывал у ювелира кубок в честь победы. Красный Барон погиб 21 апреля 1918 года, не успев заказать 81-й кубок. Бок о бок с Манфредом летали его брат Лотар (40 побед) и племянник Вольфрам, который к концу войны также добился звания аса, сбив 8 самолетов. Вскоре «Воздушным цирком», получившим в честь своего погибшего командира имя «Рихтгофен», стал командовать 25-летний обер-лейтенант Герман Геринг. Тот самый Толстый Герман, «нацист Ф 1», который «украсил» своим присутствием скамью подсудимых в Нюрнберге в 1946 году.

После первой мировой войны многие немецкие асы остались не удел. Геринг занялся политикой, его друг и сослуживец по полку «Рихтгофен» Эрнст Удет, имевший на своем счету 62 победы, выступал в воздушном цирке и даже успел сняться в голливудском фильме. Однако с приходом нацистов к власти в Германии началось возрождение Люфтваффе. Опыт летчиков вновь стал востребован. Вольфрам фон Рихтгофен вскоре стал начальником штаба добровольческого легиона «Кондор», воевавшего на стороне Франко в Испании. Именно он ответствен за уничтожение города Герники. В феврале 1943 года в возрасте 47 лет он стал самым молодым генерал-фельдмаршалом третьего рейха.

Вторая мировая война породила следующее поколение мастеров воздушного боя. Причем сравнивать летчиков разных стран, только исходя из количества сбитых самолетов, — занятие бесполезное. У каждой из сторон была своя система учета побед, но, как правило, победа засчитывалась по данным фотопулемета, фиксировавшего гибель самолета, либо по подтверждениям участников боя. Только у японцев достаточно было заявления летчика о сбитом самолете, поскольку они единственные не получали ни материальных выгод от результатов боя, ни повышения в воинском звании. Уже находясь на земле, летчик заполнял специальный формуляр, где указывалось время, место боя, высота полета, способ уничтожения самолета противника и судьба его экипажа (у немцев такой документ состоял из 21 пункта!) Большинство стран придерживалось принципа: «один сбитый самолет — один победитель», однако англичане и американцы «расписывали» самолет, сбитый группой, на всех участвующих в схватке (от этого счет некоторых летчиков-союзников выглядит довольно странно).

Среди негласного соревнования мастеров воздушного боя первое место, несомненно, занимают летчики третьего рейха.
Первым среди асов (в Люфтваффе их называли «экспертамиэ) стал обладатель высшей награды рейха, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами майор Эрих Хартман. Его достижение осталось недосягаемым: 352 самолета, сбитых в основном на Восточном фронте за 1425 боевых вылетов и 800 схваток в воздухе. На фоне Хартмана лучшие из СССР (трижды Герой Советского Союза майор Иван Кожедуб — 62 победы), Великобритании (полковник Джон Э. Джонсон — 38 побед), США (майор Ричард Ира Бонг — 40 побед) выглядят, на первый взгляд, довольно бледно, но если учесть, что у того же Кожедуба всего 330 боевых вылетов и 120 воздушных боев, то высокая цифра немецких достижений пе, рестает удивлять.

Не отставали от Германии и ее союзники. Финский пилот Эйно Илмари Юутилайнен за время войны сбил 94 самолета за 437 боевых вылетов! Мало того, он еще и ни разу не был сбит!

Многие знают о подвиге советского летчика Алексея Маресьева, который летал без обеих ног. До своего ранения Маресьев уже записал на свой счет шесть немецких самолетов. Войну он закончил, имея 19 побед и звание Героя Советского Союза. Но мало кому известен японский пилот , Сабуро Сакаи, который продолжал летать,  потеряв глаз! Этому летчику даже принадлежит ночная победа над бомбардировщиком «В-29 Суперфортресс». За время войны Сабуро Сакаи сбил 64 самолета.

ПОД НАПОРОМ СТАЛИ И ОГНЯ

С появлением танков появились и мастера, способные довести владение этими машинами до совершенства. К сожалению, абсолютно точной статистики по поводу побед танковых асов нет. В Советском Союзе и Германии она почти не велась, а в США, Великобритании, Франции, Италии, Венгрии ее попросту не было ввиду отсутствия объектов и субъектов учета. Технико-тактические характеристики машин этих стран явно уступали танкам СССР и Германии.

Как-то раз премьер Великобритании Уинстон Черчилль сказал по поводу танка, носящего его имя: «У этой машины недостатков больше, чем у меня...» Советские танкисты были более резки в оценках, например, наградив ленд-лизовскую самоходку Priest прозвищем «пердун». Бронетанковая техника союзников СССР и сателлитов Германии не выдерживала никакого сравнения ни с советскими Т-34, КВ-1, ИС-2, ни с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». И именно повелители этих бронированных чудищ добились на полях сражений самых высоких результатов.

Самым выдающимся из танковых асов стал гауптштурмфюрер СС Михаэль Виттман. К апрелю 1944 года, когда его перевели с Восточного фронта во Францию, он имел на своем счету 119 уничтоженных советских танков и более сотни орудий. В июне 1944 года под Каннами взвод танков под его командованием (четыре «Тигра» и один PzKpfw IV-H) наголову разбил части английских 22-й бронетанковой и 1-й пехотной бригад и выбил их из города Виллер-Бокаж. После этого боя счет Виттмана составлял 138 танков и 132 орудия, не считая грузовиков, бронемашин и другой техники. Через пять недель «Тигр» другоr0 немецкого танкового аса — ефрейтора Риринга открыл огонь по колонне американских «Шерманов». Американцы не выдержали удара, и после того, как 12 машин остались догорать на дороге, экипажи остальных одиннадцати в панике бросили свои танки. Спустя пять дней «Пантера» унтершарфюрера Эрнста Баркмана снова атаковала колонну «Шерманов», уничтожив семь из них. Последний бой Виттмана произошел в августе 1944 года близ Синтье. Группа машин под его командованием (всего около 25 танков), ликвидировала прорыв шести сотен танков противника, но сам Виттман погиб.

Список советских танковых асов открывает Константин Самохин. Войну он встретил на БТ-7, затем пересел на Т-34 и до своей гибели в 1942 году успел уничтожить более 70 немецких танков, 13 броневиков, 82 пушки и 117 автомобилей. Другой советский танкист — Зиновий Колобанов — во главе экипажа своего КВ-1 19 августа 1941 года прикрывал шоссе в районе Гатчины. В течение часа его машина вела бой с 45(!) немецкими танками. Противник отступил, оставив догорать на поле боя 22 машины. В танк Колобанова попало 135 снарядов, но ни один не пробил броню.

В ноябре 1941 года у подмосковной деревни Язвица танковая колонна немцев попала в засаду взвода советских танков под командованием младшего политрука Ильи Бармина. Советские танкисты уничтожили 25 танков, 10 из них записал на свой счет экипаж Бармина. В это же время северо-западнее Истры экипаж танка лейтенанта Николая Кретова сжег 14 немецких танков, уничтожил 9 минометов, 3 орудия и около восьми сотен солдат вермахта.

УХОДИМ ЗАВТРА В МОРЕ

Появившиеся незадолго до начала  первой мировой подводные лодки далеко не сразу заявили о себе как о грозном и эффективном оружии. К тому времени ни в одной из стран еще не была разработана стратегия и тактика их использования, но также не было и действенных средств борьбы с ними. Сложилась парадоксальная ситуация — все морские державы имели в составе своих флотов подводные лодки, но никто толком не представлял, для чего они нужны. Сообразительнее всех оказались немцы. Они же добились наибольших успехов в применении нового вида оружия.

5 сентября 1914 года британский легкий крейсер Pathfinder («Следопыт») первым разведал тот путь, который предстояло пройти многим кораблям Антанты. Он затонул от торпеды U-21 за четыре минуты, унеся с собой жизни 259 человек. А через две недели состоялась атака, которая навсегда изменила отношение военной общественности к субмаринам. За какой-то час с небольшим подводная лодка U-9 под командованием Отто Веддигена, с экипажем 25 моряков, отправила на дно три британских броненосных крейсера — Hogue, Aboukir и Cressy. На борту каждого из них было порядка 750 человек и только 837 из них удалось спастись. 15 октября Веддиген закрепил успех, отправив на дно бронепалубный крейсер Hawk.

Подводником №1 всех времен и народов считается командир лодки U-35 Лотар фон Арно де ла Перьер. С середины 1915 года, когда он принял командование субмариной, до подписания перемирия в ноябре 1918 года он потопил 141 судно общим водоизмещением 453,716 тонны. К этому результату не смог приблизиться ни один из подводников даже за две мировые войны. Следующие за Перьером его товарищи по оружию Вальтер Форстман и Макс Валентинер имели на своем счету 384,300 и 299,300 т соответственно.

Командиры подводных лодок Антангы до этого уровня не дотягивали. Самый результативный русский подводник Михаил Китицын, командовавший подводной лодкой «Тюлень», имел 36 побед. И если 9 потопленных им кораблей тянули на 8,973 т, то остальные были небольшими каботажными судами или парусными шхунами.

В боевых действиях на море в ходе второй мировой Германия также сделала ставки на подводные лодки, и пока союзники не придумали эффективных способов борьбы, результаты во многом оправдали ожидания. До тех пор, пока самые «зубастые» «Серые волки» гросс-адмирала Деница не погибли под глубинными бомбами союзных эскортных кораблей или не сменили капитанский мостик на штабное кресло, они достигли впечатляющих результатов. Самый результативный из них — командир лодок U-23 и U-99, капитан 3-го ранга Отто Кречмер. До того как бомбардировка британского эсминца «Уокер» 17 марта 1941 года вынудила кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями дать команду «На всплытие» и сдаться на милость победителя, в его «копилке» было 44 судна общим водоизмещением 266,626 брт. Интересно, что мечи к Рыцарскому кресту он получил, уже находясь в лагере для военнопленных, в январе 1942 года. Вручил их ему лично комендант лагеря. Умер Кречмер от ран, полученных в автокатастрофе в 1998 году, успев побывать в кресле начальника Объединенных сил НАТО на балтике.

Среди успехов подводников третьего рейха также и самое крупное гражданское судно, когда-либо потопленное субмариной. 28 октября 1940 года подводная лодка U-32 под командованием Ганса Йениша двумя торпедами поставила точку в жизни парохода Empre8 of Britain (42,348 т). Незадолго до этого Счастливому Гансу был вручен Рыцарский крест, хотя по послевоенным подсчетам тогда его счет немного не дотягивал до заветных ста тысяч. Последняя победа ликвидировала всякие сомнения, и он спокойно мог считать себя в когорте лучших. (Всего им потоплено 19 судов водоизмещением 122,064 т). Другое дело, что радоваться Йенишу пришлось недолго. Через два дня его подводная лодка стала жертвой британских эсминцев. Однако ему и тут повезло. Счастливчик был спасен победителями, а, выйдя из плена, и вплоть до отставки в 1972 году командовал фрегатом «Хиппер» ВМС ФРГ.

Что касается японцев, здесь самым результативным можно назвать командира лодки I-27 капитана-лейтенанта Фукумуру Тошиаки (16 судов в 93,473 т). Его поход к ста тысячам тонн 12 февраля 1944 года прервали британские эсминцы Palladin и Petard сразу после того, как его субмарина отправила на дно английский войсковой транспорт Khedive Ismail, а вместе с ним и более тысячи солдат и офицеров Его Величества.

Подводникам Страны восходящего солнца принадлежит также самый эффективный торпедный залп за всю историю существования субмарин. 15 сентября 1942 года северо-западнее острова Эспириту-Санто 1-19 под командованием Кинаши Такаичи выпустила четыре торпеды по соединению американских кораблей. Две из них отправили на дно авианосец Wasp, две других поразили эсминец О''Brien и линкор North Carolina. И если линкор сумел удержаться на плаву и своим ходом дойти до Перл-Харбора, то эсминец, хотя его худо-бедно и подремонтировали в Самоа, все-таки затонул, так и не добравшись до Соединенных Штатов.

Американские подводники сполна отыгрались за гибель своих кораблей, пустив на дно добрую половину японского флота и оставив империю Ямато без сырья и материалов. Они же потопили самый крупный военный корабль, погибший когда-либо от подводной лодки. Это произошло рано утром 29 ноября 1944 года, когда лодка Archerfish под командованием капитана 3-го ранга Энрайта разрядила торпедные аппараты в авианосец. В корабль попали четыре из шести выпущенных торпед, и после семи часов агонии он затонул. Американские подводники тогда не знали, что их целью стал суперавианосец Shinano (71890 т).

 

Советская же подводная кампания, по оценкам многих западных специалистов, «была сплошной неудачей, причина которой крылась частично в неподготовленности к войне и недостаточно хорошей обученности, частично в потере удобно расположенных баз... Действия советских подводных лодок находились особенно под несчастливой звездой...» Крупных успехов советские подводники не добились. Самый результативный из них — командир подводной лодки С-13 Александр Маринеско. Известность ему принес пятый боевой поход в качестве командира субмарины. 30 января 1945 года его С-13 тремя торпедами потопила лайнер «Вильгельм Густлоф» — крупнейшее судно, уничтоженное советскими подводниками. А 10 февраля командир С-13 закрепил свой успех, отправив на дно еще один лайнер — «Генерал фон Штойбен». Трагедия «Густлова» и «Штойбена» стала крупнейшей катастрофой за всю историю мореплавания. На обоих судах погибли порядка 9 тысяч человек. В результате этого фамилия капитана 3-го ранга Маринеско оказалась первой в списке лучших советских подводников. Его личный счет составляет 40707 тонн.

ПечатьE-mail

Отец спутника

ТихонравовПолвека тому назад - 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут состоялся взлет первого в мире искусственного спутника Земли. Советского спутника. А знаете ли вы, кто его придумал? Полвека тому назад - 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут состоялся взлет первого в мире искусственного спутника Земли. Советского спутника. А знаете ли вы, кто его придумал?

Продолжить

ПечатьE-mail

Падение "Руслана

Крушение самолёта Руслан

6 декабря 1997 года в 14 часов 40 минут в Иркутске потерпел катастрофу военно-транспортный самолет АН-124 «Руслан». Погибли в самолете и сгорели на земле более 70 человек. «Руслан» совершал рейс по маршруту Москва — Иркутск — Владивосток — Вьетнам. На борту самолета находилось 2 штурмовых самолета Су-27, стоимостью около 30 миллионов долларов каждый, проданных во Вьетнам, и экипаж «Руслана» в составе 16 пилотов и 30 техников. Самолет был полностью заправлен горючим, общий объем которого превышал 140 тонн.

Продолжить

ПечатьE-mail

Владимир Матецкий

Владимир Матецкий

Популярнейший музыкант и композитор, автор целой серии хитов — от «Лаванды» до «Банановых островов». Его песни исполняли американские звезды Эллис Купер и Игги Поп, а «Лаванду» только в Финляндии записали более десяти групп! Кроме того, сегодня он занимает важнейший для артистов пост, являясь президентом Российского авторского общества.

Продолжить

ПечатьE-mail

Страшная цена техногенных катастроф

Взрыв химического завода во Флориде, США

Ежедневно на радио, телевидении и в Интернете появляются сообщения о новых изобретениях, призванных облегчить жизнь человека, создать ему комфортные условия и увеличить производительность его труда. Но радость и гордость на этом поприще омрачается опасениями: где сегодня или завтра на земном шаре разразится новая техногенная катастрофа?

Продолжить

ПечатьE-mail