Реклама

Автор : btamedia

Сделать наоборот - основа сильного решения

Сделать наоборот

Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ [1] и выросшая на ее базе теория сильного мышления сегодня позволяют решать разнообразные задачи не только в технике, но и в науке, образовании, литературе, бизнесе и многих других областях. Это предъявляет еще большие требования к точности понятий и определению области их применимости. Среди 40 основных приемов устранения технических противоречий имеется один под специфическим номером 13, который называется "Наоборот".

 

 

Этим приемом предписывается: а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие; б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную - движущейся; в) повернуть объект "вверх ногами", вывернуть его" [2]. Очевидно, что пункт "а" не только включает пункты "б" и "в", но также описывает множество иных возможностей. Данный прием считается сильным и нередко применяется. При этом, несмотря на очевидную его значимость, во всех случаях он представляется как частный, как один из многих. Показательна в этом смысле фантограмма, составление которой - один из способов решения творческих задач. По одной из осей в ней используются основные приемы изменения характеристик, приемы фантазирования: "сделать наоборот, увеличение - уменьшение, ускорение - замедление, динамизация - статика, универсализация - ограничение, дробление - объединение..." [3]. Имеется в виду, что, если объект маленький, его надо сделать большим, а если большой - маленьким. Если исходный объект движется медленно, его надо ускорить, а если быстро - замедлить и т.д. То есть смысл каждого из используемых преобразований как раз "сделать наоборот". Вообще, если присмотреться к принципиально новому решению любой задачи, то каждое такое решение выполнено "не так, как положено" - необычно, нестандартно, вопреки общепринятым представлениям, т.е. сделано наоборот. Так, вся история научных открытий - это создание альтернативы имеющимся представлениям: догмам, аксиомам, концепциям, парадигмам, т.е. "сделано наоборот" в мыслях. Новое в технике, искусстве, рекламе, бизнесе - это обязательно движение "наоборот" от принятых стереотипов и наработанных правил. Таким образом, есть серьезные основания полагать, что статус действия "наоборот" сильно занижен. Необходимо признать, что "сделать наоборот" является общим принципом сильного решения. Самые разные области человеческой деятельности дают соответствующие примеры.

Математика. Каждый знает и понимает, что все цифры одинаково важны. Нет причин предполагать, что, например, цифра 2 нужнее, чем 3, а цифра 8 лучше, чем 6. Нельзя обойтись без нулей, пятерок или семерок. Среди цифр нет и не может быть выделенных: лучших или худших. Представляется, что все цифры нужны и важны в одинаковой мере. Фрэнсис Бенфорд в этом усомнился и непредвзято проанализировал различные числовые данные: атомные веса элементов, счета за электроэнергию, статистику Американской бейсбольной лиги - всего 20 числовых массивов, включавших более 20 тысяч данных. Он установил, что цифра 1 в начале чисел встречается значительно чаще других, примерно в 30 % случаев. Встречаемость остальных цифр также неодинакова и изменяется в соответствии с логарифмической зависимостью [4]. Теперь эта зависимость называется закон Бенфорда.

Физика. Обнаружить самолет-невидимку типа "стеллс" чрезвычайно трудно, практически невозможно. Значит, надо действовать наоборот, решил советский ученый Автандил Ануашвили. Искать не сам самолет, а его следы, изучать фон. Любой летящий самолет создает турбулентные движения в окружающем воздухе, вот и надо фиксировать именно их. Голографический анализ этих изменений показывает местоположение самолета, направление его движения и даже скорость. Так появился безотказный метод обнаружения самолетов-"невидимок" любого типа [5].

Энергетика. Снег - низкоэнергетическое состояние воды. Чтобы добыть из него энергию, надо охлаждать его еще больше. Это едва ли имеет смысл. Но ведь снег может обладать потенциальной энергией! Григорий Поляков предлагает создавать снегоэлектростанции на горных склонах [6]. При высоте склона в 1000 - 2000 м мощность электростанции может составить до 1000 МВт и более. Растопить снег и превратить его в воду можно солнечным излучением с помощью системы космических зеркал, вращающихся на стационарных орбитах синхронно с Землей. Тогда внизу можно поставить обычную гидроэлектростанцию. На сегодня это предложение представляется фантастикой, но технически оно уже вполне реализуемо.

Литература. Известное высказывание А.С. Пушкина "гений - парадоксов друг" прекрасно подтверждает развиваемую мысль. Ведь парадокс - это всегда "что-то наоборот", вопреки обычаям и здравому смыслу. Любое талантливое произведение описывает "обратные" ситуации. Кто-то мыслит не так, как должно, другой, нарушая партийную дисциплину, влюбляется в чужую жену, а третий становится героем, а не убогим инвалидом, потому что вопреки всем уставам без обеих ног садится за руль боевого самолета и громит врага.

Экология. Главная беда радиоактивных отходов - их вредное излучение. А если это излучение использовать для надежного захоронения отходов? Олег Хаврошкин так и предложил сделать. По разработанному проекту, названному "Горячая капля", предлагается для сохранения экологической чистоты размещать радиоактивные отходы в скважину на глубину несколько километров. За счет радиоактивных процессов произойдет разогрев этих отходов до высоких температур, и они, расплавляя под собой горные породы, медленно, но неуклонно будут тонуть в земных недрах [7].

Педагогика. Учительница рисования никак не могла добиться от учеников правильного изображения перспективы. Тогда она приколола к классной доске несколько репродукций рисунков мастеров вверх ногами и дала задание - рисовать именно так, перевернутыми. Когда готовые рисунки были повернуты в нормальное положение, оказалось, что впервые хорошие рисунки получились у всех детей, а не у нескольких, как бывало раньше [8].

История. Всем понятно, что появление конкретного исторического деятеля с его именем и фамилией совершенно случайно. Да, у царствующих особ есть некоторые закономерности в именах. Но ведь эти имена в большинстве стран присваиваются после возведения на трон, т.е. имеют привнесенный характер. У династии правителей СССР, конечно, вообще не может быть никаких зависимостей, не правда ли? Но если проанализировать не имена, а отчества - династия ведь "неправильная" и анализировать ее следует наоборот, - то в них выявляется интересная система. К тому же обнаруживается четкая закономерность в сроках правления, и даже время конца СССР [9].

Медицина. Что такое онкологические заболевания никому объяснять не надо. С соответствующими новообразованиями - раковыми клетками - необходимо бороться всеми доступными способами. Однако если рассмотреть эти самые раковые клетки в другом аспекте, обнаруживается, что они выделяют так называемые "факторы роста" - особые белки, которые заставляют организм создавать новые капилляры. В настоящее время разрабатывается методика использования этих "факторов" для предупреждения и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, в числе которых инфаркт и инсульт. Возможно, ангиогенез - развитие кровеносных сосудов - станет одним из важнейших методов лечения XXI века [10].

Психология. Что делать, если вам противоречат? Спорить, конечно! А вот Дейл Карнеги, автор многих бестселлеров и создатель целого психологического направления, доказывает обратное - спорить бесполезно, бессмысленно и даже вредно [11].

Законотворчество. Кардинал Ришелье - фактический правитель Франции эпохи Людовика XIII столкнулся с проблемой. У дам высшего света было развлечение - в конных экипажах мчаться по узким улочкам Парижа и давить зазевавшихся простолюдинов. Вместо того чтобы запретить подобное занятие, Ришелье своим указом его разрешил. Разрешил исключительно дамам, возраст которых превышает 40 лет. Развлечения сразу же прекратились. Какая же дама признает, что ей больше 40 лет?! [8]

Шах Ирана, много лет проживший в эмиграции в демократической Франции и вернувшийся к власти, был удручен тем, что все женщины его страны носили паранджу. Запретить ее ношение в радикальной мусульманской стране невозможно. Шах Ирана постановил: все женщины легкого поведения обязаны носить паранджу. Вопрос был решён в течение двух месяцев - все остальные женщины паранджу сняли [8].

Наверно, такова и есть мудрость руководителя - разрешая, запрещать.

Бизнес, реклама, РВ. Основа любого бизнеса - продажа. Должен наличествовать продавец со своим рабочим местом и причитающейся зарплатой. И должны быть покупатели. Но Филипп Кетлер решил иначе. А что, если множество людей, а в перспективе всех жителей Земли сделать не только покупателями, но и продавцами? Идея производит впечатление какой-то глупости. Но именно так появился сетевой маркетинг, который охватывает страны, регионы, континенты. Сетевой маркетинг насчитывает уже много десятилетий, пора бы придумать что-нибудь новенькое, разумеется, снова наоборот.

Реклама - это когда кто-то что-то рекламирует. А если сделать рекламу без рекламы? Создатели "мыльных опер" так и поступили. В их сериалах нет никакой рекламы. Но если вы, просмотрев такой телемарафон из 1000 серий, в каждой из которых будет мелькать холодильник, телевизор или кресло определенной модели, придете в магазин, то куда уж вы денетесь от этой модели, уважаемый зритель!

Можно ведь поступать и по-другому. Ну не навязывать назойливо ваш товар или услугу. Вообще не навязывать. А размышлять совсем о других вещах. Как, например, Эдвард Бернейз, создатель пиара (PR). Он ведь не уговаривал женщин покупать папиросы или сигареты. Он говорил совсем о другом, о том, что женщина с сигаретой в руке - это эмансипированная, раскрепощенная женщина, к тому же очень напоминающая Статую Свободы. Ну просто свободная женщина должна быть с сигаретой. И ничего больше.

Все приведенные примеры, как и огромное множество других, здесь не описанных, показывают универсальность принципа и свидетельствуют: каждое красивое решение "сделано наоборот". Поэтому есть смысл не ждать интуитивного прозрения, а пользоваться этим принципом и соответствующим методом вполне осознанно, целенаправленно. Принципиально применение рассматриваемого метода очень простое. В конкретной задаче надо определить, что же "сделать наоборот" - выделить объект, процесс или свойство, которое следует изменить, и заменить его противоположным. В зависимости от решаемой задачи свойства могут быть самые разные. Например, в технической задаче: большой - маленький, горячий - холодный, симметричный - асимметричный; в задаче рекламной: безопасный - страшный, красивый - некрасивый; в организационной задаче: далекий - близкий, много - мало и т.д. Нет смысла продолжать перечисление, иначе в него войдут все прилагательные, существительные и наречия русского языка. Важен именно принцип - перейти к противоположности. Последовательность действий:

1.Усомниться, что общепринятое или предлагаемое мнение или решение является наилучшим или самым правильным.
2.Определить (выбрать) тот ключевой момент, который должен быть изменен.
3.Представить и сделать преобразование "наоборот".

Пункт 1 безусловно правильный. Ведь абсолютно верных решений для всех и на все времена не существует. Единственное ограничение - на данный момент, возможно, имеющееся решение все-таки лучшее.

Пункт 2 вообще-то очень простой. Можно даже долго не выбирать объект изменения, а взять любой. Преобразования возможны самые разные, и все они могут вести к улучшению объекта. Здесь очень продуктивно использование ТРИЗовского метода "Стремление к идеальному конечному результату" [1 -3]

Пункт 3 творческий. Распахните свое воображение - и задача решена!

Метод "сделать наоборот" не для тех людей и не для таких ситуаций, когда можно чуть-чуть подправить, немножко подлатать, что-то сгладить.» Этот метод - для первооткрывателей, для тех, кто не боится новых представлений и новых решений. Причем уровень решений может быть разный. Например, можно поменять местами болт и гайку, а можно изменить принцип работы всего устройства или вообще создать новое направление, которое считалось невозможным или о котором никто не подозревал. В любом случае метод сработает. Применение метода очень конструктивно, он обладает значительной прогностической силой, полезен в учебных целях и незаменим для раскрепощения мышления.

Описанный метод не заменяет необходимости мыслить, думать. Скорее наоборот, он заставляет мыслить еще напряженнее. Ведь для красивого решения любой задачи надо представить и понять - что именно и как именно сделать наоборот.

ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер ГС. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1969.
2. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать. М.: Просвещение, 1994.
З. Альтшуллер ГС, Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев: Картя Молдовеняска, 1989.
4. F . Benford . // Proc. Amer. Phil. Soc. 1938. V. 78. Р. 551-572.
5. Медведев Ю. // Ломоносов. 2002. № 1. С. 36-39.
6. Поляков Г. // Инженер. 2005. № 11. С. 14- 15.
7. 3игуненко С. // Инженер. 2006. № 3. С. 4-5.
8. Викентьев И.Л. Приемы рекламы.../ Программы-консультанты. СПб.: Бизнес-Пресса, 2002.
9. Кобзарь К.П. // Сознание и физическая реальность. 2004. Т. 9. № 6. С. 8-11.
10. Ферлоу Б. // Ломоносов. 2002. № 1. С. 114-117.
11. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Алма-Ата: Анайт, 1991.

ПечатьE-mail